Что у советского государства не отнять, так это то, что в ту пору снимали много детских фильмов. Каждый год выходили ленты про пионеров, про животных, сказки и пр. Поэтому любой мог выбрать фильм себе по душе. Я предпочитала сказки и среди любимых была лента "Пока бьют часы". Не пересматривала я ее много лет и наконец собралась сделать это.
Лучше бы я этого не делала. Некоторые вещи лучше оставить в детстве. Почему? Ведь "Садко" и "Русалочка", "Ассоль" и "Ученик лекаря" отлично смотрятся и сейчас, когда мы давно выросли. Полагаю, проблема в том, что фильм этот слаб. Он вторичен, невнятен и противоречив. Город счастливых тружеников, в котором каждый занимается ремеслом, которое ему по душе, но приходит злой властитель в черном и захватывает власть... Ничего не напоминает? Правильно, "Город мастеров". Советская пионерка, которая попадает в сказку и помогает положительным героям победить злых персонажей, при этом ее берет под крыло местная кухарка? Верно, "Королевство кривых зеркал".
То есть мы видим как минимум два заимствования. Причем, что интересно, в сказке "Пока бьют часы" Софьи Прокофьевой, по которой поставлен фильм, ничего этого НЕТ. Похоже, это выдумки исключительного одного человека, Г. Л. Васильева, режиссера и сценариста этого фильма. И зачем ему понадобились эти явно вторичные вещи, бог весть. Тем более, что на фоне местных жителей пионерка Маша в исполнении М. Сергеечевой выглядит, как бы это помягче сказать,... слишком упитанной. Возможно, идея была в том, чтобы показать, что советский ребенок хорошо кушает в отличие от тех детей, которые должны тяжким трудом зарабатывать себе на пропитание. Но в результате Маша больше похожа на племянницу Трех толстяков и явно навевает мысли о буржуинстве. Кроме того, здесь Сергеечева играет плохо, топорно, остальные дети-актеры справились куда лучше. Ну и вообще, у Прокофьевой герои прекрасно справились без пришлых пионеров. Зачем надо было вводить лишних героев, непонятно.
Дальше - больше. Посмотрим на отрицательных героев. И вспомним, что король в сказке мечтает завоевать весь мир. Это желание должно было, по идее, привести в ужас маленьких зрителей, недаром его иллюстрировали кадры со взрывами времен XX века. Но разве может внушить страх смешной персонаж с "фефектом фикции"? Господа, тот, над кем смеются, не может быть устрашающим. Этим правилом вовсю пользовались в войну советские карикатуристы, рисуя Гитлера и его приспешников в приземленном, смешном виде. Поэтому идея Васильева здесь не сработала, выстрел был холостым. Аналогичная ситуация с начальником стражи (М. Кононов) и с министром войны (Г. Милляр). Почему веселые труженики боятся этих нескладных и смешных героев?
Следующий промах - очень странный выбор актеров на второстепенные роли. Почему мальчика (ему, судя по всему лет 10-12, он ровесник Маши) играет 25-летний детина? Нет, не похож. Да, выглядит отвратительно. Да, я понимаю, что когда-то Кавалеров сыграл Мамочку в "Республике ШКИД". Но это было давно. А сейчас этот дядя в роли мальчика смотрится нелепо.
Есть совершенно необъяснимые вещи. Вот, к примеру, придворный скрипач Иги-Наги-Туги (М. Эсамбаев). Ладно еще, что в фильме он обрисован исключительно черной краской, тогда как в книге это человек, понявший, что заблуждался, и подаривший свой инструмент скрипачу... Но почему он то умеет играть на скрипке, то нет, то снова умеет? Почему в сцене, когда скрипач пилит решетку, скрипка в руках Иги-Наги-Туги издает совершенно дикие звуки, в то время, как в других эпизодах с музыкой все в порядке? Я понимаю, что таким образом надо было заглушить скрип ножовки по металлу. Но куда девался здравый смысл? А без него даже в детской сказке - никак.
Есть ли у фильма плюсы? Да. Очень аутентично смотрится скрипач, по которому когда-то обмирало мое детское сердце. В. Гордиенко и собой хорош, и играть умеет.
Прекрасен палач. Вот, вроде, человек появляется в кадре минут на 5, но какой образ! А уж сцена, когда он приходит на кухню, чтобы потренироваться рубить мясо, и вовсе гениальна. Между тем, Л. Филаткин - не профессиональный актер, он столяр. Но внешность у него была настолько яркой, что он сыграл в десятке фильмов, причем в 3 из них палача.
Ну и наконец, фильм снимался в настоящем замке. Говорят, съемки проходили в Зеленограде, Ялте и Польше.
Резюме: фильм не очень. Но это понимаешь не сразу, а с возрастом.
Афиша с сайта https://www.kinopoisk.ru/, остальные картинки - скриншоты.