Найти тему
ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ЕГЭ по русскому языку 2022: что добавят, а что уберут в следующем году

Оглавление

В конце 2020 года на сайте ФИПИ был опубликован проект ЕГЭ по русскому языку на 2022 год. Он вызвал неоднозначную реакцию со стороны учителей, репетиторов, родителей. Сразу скажем, что заданий стало на 1 больше, при этом 2 привычных убрали, а 3 новых добавили.

Что убрали из ЕГЭ–2022 по русскому языку

Судя по проекту, из КИМов изъяли два задания по пунктуации: задание 17 – пунктуация при обособленных членах предложения (причастные и деепричастных оборотах) и задание 19 – пунктуация в сложноподчиненном предложении (как правило, с придаточным определительным). Таким образом, две ключевые позиции пунктуационных правил, над которыми так серьезно работают учителя 8-9 классов, выпали из ЕГЭ.

Что добавили в ЕГЭ–2022 по русскому языку

Притом, что прежние 1-3 задания, связанные с анализом микротекста, остались (они стали заданиями 3-5), добавлено еще несколько заданий по еще одному тексту (на 160 слов). Мы уже приводили полный вариант этих заданий в предыдущей статье, поэтому ограничимся лишь формулировками.

Задание 1

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Большинство глаголов в тексте теряет значение конкретного физического действия (Например: носила специальное название, вышли князья, слово получило, получило значение, осаживались варяги, земля слилась).

2) Связующую функцию специальных средств, указывающих на последовательность развития описываемого явления и на развитие мысли автора текста, выполняют слова: потом, позднее, наконец.

3) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности (потом, позднее, наконец).

4) В тексте есть отглагольные имена существительные употреблены в форме единственного числа (Например: название, происхождение, значение и др.).

5) Воздействие на читателя достигается не приведением логических выводов, а путем создания живых образов, картин жизни (Например: осаживались пришлые варяги …).

Ответ: ___________________________.

Задание 2

2. Продолжите фразу. Самостоятельно подберите термин, который должен стоять на месте пропуска. Запишите этот термин.

Текст относится к­­­­_____________ стилю речи.

Ответ:_________________.

Кроме того, добавлено еще одно задание. Оно идет под номером 22.

Задание 22

22. В приведённых ниже примерах даны различные способы развития мысли во фрагментах текстов. Укажите примеры, в которых способом развития мысли является указание на следствие. Запишите номера этих примеров. И далее дано 5 микротекстов, каждый объемом около 60 слов, т.е. в целом – около 300 слов.

Все прежние тесты по анализу большого текста (22, 23, 24, 25, 26) остались без изменений. Если проанализировать их содержание, то новые задания во многом дублируют уже имеющиеся.

Например, задание 23 (2021 года):

Какое из перечисленных утверждений является верным?

3. Предложение 24 указывает на причину того, о чем говорится в предложении 23.

4. Предложения 25 и 26 противопоставлены по содержанию.

5. В предложениях 3-5 представлено повествование.

Чем это задание отличается от нового 1-го и 22-го? Ничем, зато времени на проработку новых предложений (300 слов) и текста (160 слов) уйдет немало. Определение функционального стиля речи в тексте (задание 2 из ЕГЭ 2022) тоже можно было включить в старое 23 задание. Сюда же можно включить вопросы по морфологии (как это было до 2015 года).

Итак, вывод один: ЕГЭ по русскому языку 2022 утяжелили текстами, повысили его трудоемкость.

Мнения учителей

-2

Мнения учителей относительно проекта разделились. Большинство дало отрицательную оценку новым заданиям (порой весьма эмоциональную). Например: «Вероятно, составители никогда не работали в школе. Глупые задания1-3 дополнили еще более глупыми. Цель понятна: кто-то защитился и решил заявить себя таким образом. Эти задания - пустая трата времени. Господа составители, спуститесь на землю». «Для чего давать такие задания? Ведь они не делают ребёнка грамотнее. Чтобы отвлечь, оттянуть драгоценное время, отведённое на ЕГЭ?». «Да когда они уже угомонятся со своими нововведениями, из нормального адекватного экзамена сделать черте что, это ж умудриться надо, ночи не спать, думая чего бы там ещё закрутить- накрутить-перекрутить!!! А потом открутить... головы ... учителям. Учителя, естественно, приспособятся, научат , отработают, но ведь не остановятся же эти составители НИКОГДА».

Но были и другие отзывы: «Коллеги! Мы, кажется, забыли, что язык - это средство выражения МЫСЛИ. Не пересказ, а МЫСЛЬ, которая должна быть связной, образной, эмоциональной. Наши дети обучаются в школах педагогами, владеющими не только технологиями проведения уроков, но и способами выражения мысли. А мысли должны быть оформлены с помощью связок (союзов, частиц и пр.); предложения, как правило, имеют смысловые связки (причинные, следствия и др.). Уверена, что наши дети все усвоят и сдадут экзамен неплохо, их просто надо научить. А ФГОС ставит задачу РАЗВИТИЯ мышления. Времена меняются, на вызовы должны быть даны ответы. И, кстати, нет "цели русского языка", есть цель только у учителя, преподающего его, и у обучающегося, постигающего наш замечательный язык в логике его единиц, связанных различными способами». «Нормальные задания, к сожалению, дети не умеют читать и не понимают смысл прочитанного. Может быть, на эту проблему наконец-то обратят внимание. Однако соглашусь с тем, что времени на сочинение совсем не остается».

На наш взгляд, конечно, логическое мышление детей на уроках русского языка нужно развивать, работе с текстом отведены специальные разделы программы, но выносить такие громоздкие задания на ЕГЭ ни к чему.

А что думаете по этому поводу вы, дорогие подписчики? Давайте обсудим в комментариях. Подписывайтесь на наш канал, читайте публикации по вопросам ЕГЭ.