Найти тему
Усадьба Кусково

Семейная усыпальница Шереметевых. Александро-Невская Лавра

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — мужской православный монастырь на восточной оконечности Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Лавра является первым и наиболее крупным монастырём города. С 1797 года имеет статус лавры.

В состав архитектурного комплекса входит несколько знаменитых некрополей, где покоятся многие выдающиеся деятели XVIII—XIX веков. На его территории располагается и семейная усыпальница графского рода Шереметевых.

Лазаревская церковь
Лазаревская церковь

На берегу реки Монастырки, как бы врастая в каменную ограду, располагается длинное одноэтажное здание с невысоким куполом — Лазаревская церковь. Она освящена в память евангельского воскрешения Лазаря, по ее имени называется Лазаревским и кладбище - нынешний Некрополь XVIII века.

-2

На месте Лазаревской церкви находилась самая старая церковь Лавры - деревянная Благовещенская, освященная 25 марта 1713 г. В 1719 г. скончался сподвижник царя граф Борис Петрович Шереметев. Для захоронения графа к церкви пристроили особый притвор.

-3

Старая Благовещенская церковь была разобрана, и несколько севернее прежнего места в 1756-1758 гг. сооружена новая, тоже деревянная. Она простояла до конца 1780-х гг., когда начались расширение и перестройка каменной Лазаревское церкви. К старой, начала XVIII в., части были пристроены небольшая ризница - с севера и трапезная - с запада. Расширенное здание все же не доставало четырех саженей до места, где находилось погребение Бориса Петровича Шереметева и его внуков-Порфирия и Анны. Внук фельдмаршала, граф Николай Петрович Шереметев дал необходимые 1600 руб., и в 1789 году постройка была удлинена, приняв современные размеры. Некоторые захоронения, прежде находившиеся вблизи Лазаревской усыпальницы, оказались теперь в ее стенах-например, архиепископа Феофилакта Лопатинского, фельдмаршала князя И. Ю. Трубецкого.

К 1810 году в усыпальнице насчитывалось семнадцать захоронений. К старым шереметевским прибавились еще две гробницы - Лазаревская усыпальница стала местом захоронения Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой (Шереметевой), крепостной актрисы, ставшей супругой графа Николая Петровича.

К фамильной усыпальнице Шереметевых в Александро-Невской лавре тело графини провожали лишь самые близкие друзья, среди которых был и известный архитектор Дж.Кваренги, да крепостные дворовые.

На ее надгробии была сделана надпись:

«Храм добродетели душа ее была,
Мир, благочестие и вера в ней жила,
В ней чистая любовь, в ней дружба обитала,
Она и в смертный час, в преданности своей,
Всю чувствовала скорбь оставшихся по ней.
Какая же судьба несчастного супруга,
Сужденного влачить всю жизнь свою без друга?
Бесплодны вздохи, плач, тоска и тяжкий стон...»

По преданию автором эпитафии был граф Н.П.Шереметев.

-4

Хотя Шереметевы по традиции рассматривали Лазаревскую церковь как родовую усыпальницу, здесь были и другие захоронения. Близ северной стены был погребен граф А. П. Шувалов, принадлежавший к близкому кругу Екатерины II. У западной стены находился памятник княгини А. П. Гагариной (Лопухиной), фаворитки Павла I, там же был погребен основатель Херсона И. А. Ганнибал, двоюродный дед А. С. Пушкина.

-5

В 1871 году в усыпальнице Шереметевых появилась захоронение сына Николая и Прасковьи - Дмитрия Шереметева. Граф скончался в Москве, в усадьбе Кусково.

Сергей Дмитриевич Шереметев писал с горечью:

Крестьяне несли его на руках через всю Москву, к пути следования в Александро-Невскую Лавру, где, согласно завещанию, погребен он был рядом с отцом и матерью, графиней Прасковьей Ивановной. Когда он лежал в гробу, черты лица его выпрямились, и меня поразило сходство его с нею!

Сам же последний владелец усадьбы Кусково не был захоронен со своими предками. 17 декабря 1918 года граф скончался. Перед смертью своей Сергей Дмитриевич изъявил желание быть захороненным в усыпальнице Знаменского храма монастыря. Однако, в 1918 году Ново-Спасский монастырь уже был закрыт, а к осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Тело скончавшегося графа так и не было допущено даже на территорию монастырского кладбища и было похоронено у северной монастырской стены с внешней стороны. Точное место захоронение графа неизвестно до сих пор.

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

После Октябрьской революции Лазаревское кладбище было закрыто и взято под государственную охрану и вскоре превращено в заповедник.

В 1922 году некрополь взят под охрану обществом «Старый Петербург».

В начале 1920-х годов Народный комиссариат просвещения предложил превратить кладбище в Музей надгробных памятников, однако на долгие годы оно оставалось закрытым для осмотра.

С 1932 года кладбище является музеем-некрополем. В 1935 году Ленсовет предложил сосредоточить в музее всю ценную по его мнению мемориальную скульптуру города. В 1939 году к музею-некрополю отошли и все лучшие городские памятники за исключением тех, которые были уничтожены по политическим соображениям (например — памятник принцу Ольденбургскому, управляющему Мариинской больницей, памятник «Царю-плотнику» и т. д.). Великая Отечественная война не прервала деятельность музея. С августа 1941 года на базе музея были созданы подразделения, занимающиеся укрытием памятников города, входящих в состав музейной коллекции.

После окончания блокады, в 1944 году начались восстановительные работы, уже к 1947 году музей начал принимать посетителей в обычном режиме.

В 1952 году была открыта для посещения Лазаревская усыпальница.