Найти тему
Mixed Arts

Ретро-триллер «Бескрайняя ночь»: стоит ли смотреть фильм из топов лучшего за минувший год?

Актриса Сьерра Маккормик дает повод порадоваться поклонникам молодой Риз Уизерспун, которые явно хотят появления наследниц своей любимицы
Актриса Сьерра Маккормик дает повод порадоваться поклонникам молодой Риз Уизерспун, которые явно хотят появления наследниц своей любимицы

Неоновый постер, матерый оператор, который пытается выпрыгнуть из штанов, и режиссер-дебютант, желающий сделать «Секретные материалы» в стиле «Плезантвиля», и у него местами это даже получается

Текст: Александр Кондуков

Режиссерский дебют Эндрю Паттерсона — не такой уж и новый, его показывали на фестивале Slamdance (не путать с родственным Sundance) в 2019 году, а затем его приобрели для демонстрации гиганты Amazon. Картина запоминающаяся — хоть у нее и небольшой бюджет, оператор с готик-хоррор именем Мигель Иоанн Литтин Менс вытворяет тут много странного и явно лишнего (камера чуть ли не из мусорного бака выпрыгивает, видимо, иллюстрирую полный контроль со стороны инопланетян), а интенсивность говорильни в кадре почти максимальная.

Действие разворачивается в вымышленном городке в штате Нью-Мехико где-то в 50-х. Пост-травматический синдром у населения еще очень силен и все дружно спасаются от темных мыслей на баскетбольном матче школьников. Во время игры телефонистка Фей (Сьерра Маккормик), постоянно что-то втыкающая и вынимающая, улавливает механический звук типа мелодичного гудения. Разумеется, она делится им с другом — гиперактивным ведущим местной станции Эвереттом (Джейк Хоровиц). Последний решает дать в эфир записанный отрывок. Вдруг позвонят и все объяснят. Разумеется, на проводе появляется заинтересованный абонент.

Звучит все довольно увлекательно, и первые полчаса вполне себе интригуют, но вместо рекомендации мы выбрали пять причин, почему претенциозную «Бескрайнюю ночь» все-таки стоит пропустить.

Сьерра Маккормик и Джейк Хоровиц — одна из самых неприятных романтических пар последних лет.
Сьерра Маккормик и Джейк Хоровиц — одна из самых неприятных романтических пар последних лет.

1. Это не жанровое кино, как кажется. Режиссер вместе с парой сценаристов создавали вовсе не увлекательный триллер, каким лента кажется в начале, а драму характеров. С одной стороны, это люди старшего поколения, потерявшие во время войны близких и здоровье. С другой, суетливые очкастые «молодые львы» которые в интересах демонстрации навыков и хоть какой-нибудь славы могут бросить и эфир, и переключение проводов телефонных линий. Герои ленты при всей поучительности их образов откровенно несимпатичны, им не хочется переживать, и если над городом повисла летающая тарелка, в том, что унылых болтливых типов с экрана заберут пришельцы, страшного нет.

2. Но интерьеры тут играют лучше, чем люди. По сравнению с представителями современной русской актерской школы Сьерра Маккормик и Джейк Хоровиц — титаны органики, но плоские персонажи не помогают им раскрыться в полной мере. Просто на них приятно смотреть, хотя по сути эти представители молодой Америки 50-х — не самые симпатичные люди на свете. Клаустрофобию и паранойю подчеркивают не беспокойные герои, а мрачные интерьеры. И непонятно, что внушает более серьезные опасения за судьбы героев картины, — пустые коридоры или баскетбольный зал, заполненный людьми.

3. Песни Колтона Тернера. Рокабилли от Колтона Тернера, которым замусорен эфир станции Эверетта, может показаться приятным только законченным фанатам ретро. В реальности музыка Тернера — это саундтрек бессмысленного человеческого мельтешения, и в момент, когда она звучит, хочет переключиться от «Бескрайней ночи» на какое-то занятие с четко очерченным по времени финалом. Благодаря рокабилли, если смотреть субъективно, ощущение от длительности фильма меняется. Кажется, что он идет не полтора часа, а где-то в районе двух с лишним.

4. Общая концепция фильма-подкаста. После получаса времени можно без особого ущерба слушать «Бескрайнюю ночь», а не смотреть. В этом можно увидеть отсылки к радиопремьере «Войны миров» Уэллса, ставшей предвестницей войны. А можно вообще ничего не увидеть и расценить как издевательство над зрителем, которому предлагают сложный для восприятия, неэмоциональный и вдобавок по смыслу пустой продукт.

Бодрые манипуляции с приборами (жалко, что не ламповыми) должны отвлечь внимание от того, что вы по каким-то причинам выбрали для просмотра фильм-подкаст
Бодрые манипуляции с приборами (жалко, что не ламповыми) должны отвлечь внимание от того, что вы по каким-то причинам выбрали для просмотра фильм-подкаст

5. Торжество техники. Техническая сторона, как мы заметили ранее, торжествует в «Бескрайней ночи». Именно поэтому манипуляции человеческими эмоциями и решения со стороны чужеродного разума — основная тема картины — не воспринимаются, как что-то ужасное. Просто так прогресс шагает по Америке, выдвигая на первый план людей-роботов и отодвигая тех, кто эмоционально воспринимал события истории XX века и на этом поприще докатился почти что до деменции. Режиссер Эндрю Паттерсон отлично почувствовал эпоху, позволил своему оператору снимать портреты героев с острых углов, но стоит ли все этого того, чтобы рекомендовать «Бескрайнюю ночь» к просмотру? Мы очень сомневаемся.