Найти тему
VALERY GLUSHCHENKO

Бизнес-планирование

1. Глущенко В. В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. – г. Железнодорожный, Моск.обл., ООО НПЦ «Крылья», 2000. –400 с. Изд. 2-е испр.;

Образец ссылки на литературный источник (параграф 4.2 ) [ 1, с.248-252].

4.2. принятие управленческих решений

при Бизнес - планировании

При стратегическом планировании фирма определяет, какими именно направлениями (программами, производствами) она будет заниматься в своем развитии, исходя из имеющихся ресурсов, и излагает задачи этих направлений.

Целью бизнес-планирования будем считать уточнение целей и задач конкретных направлений с учетом более глубокого исследования внешней среды и возможностей фирмы.

Принятие управленческого решения по бизнес-плану позволяет решать целый ряд задач, основными из которых являются следующие:

1) обоснование экономической целесообразности конкретного проекта;

2) расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности в рамках конкретного проекта, включая объем продаж, прибыли, доходов на капитал;

3) определение источника и порядка финансирования;

4) определение основных требований к квалификации и специальностям членов коллектива по реализации проекта.

Структурно бизнес-план начинается кратким, в 1-2 страницы изложением содержания (резюме). Это резюме включает информацию, по которой потенциальный инвестор может оценить привлекательность проекта и принять решение о том, заслуживает ли проект его внимания или нет.

После резюме обычно приводятся информацию о предприятии, которая содержит сведения, необходимые для управления им: дату создания, организационно-правовую форму, структуру капитала, юридический адрес и банковские реквизиты, фамилии, имена, отчества руководителей и основных менеджеров, сведения об их квалификации, образовании, трудовом стаже.

Далее приводятся результаты технико-экономических исследований. В соответствии с методикой ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) в состав этих исследований при подготовке бизнес-плана должны включаться следующие положения [3; 5, с.288].

1. Общие условия осуществления проекта и его исходные данные, в том числе приводятся данные ранее выполненных исследований и их авторы.

2. Рынок и мощность предприятия. В этом разделе бизнес-плана освещают: спрос и рынок, прогноз продаж, основные параметры производственной программы, включая побочную продукцию и издержки на утилизацию отходов, оценивают достаточность и возможность увеличения производственной программы предприятия.

3. Материальные факторы производства: сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, топливо, энергетические ресурсы, положение с поставками в настоящее время и в будущем и т. п.

4. Места нахождения и площадка: факторы и результаты предварительного отбора, оценку стоимости участка и стоимости приведения его в состояние, соответствующее проекту.

5. Проектно-конструкторская документация, включающая предварительное определение рамок проекта, описание технологии и необходимого оборудования, варианты его размещения на площадях, расчет инвестиционных издержек на оборудование, строительство недостающих помещений, краткая характеристика строительных материалов и т.д.

6. Организация предприятия и накладные расходы: производство, сбыт, администрация, управление; приблизительная организационная структура; сметные накладные расходы: заводские, административные, финансовые.

7. Трудовые ресурсы: предполагаемая потребность с разбивкой по категориям и оценка расходов на трудовые ресурсы.

8. Предполагаемые сроки осуществления проекта.

9. Финансовая и экономическая оценка может включать сведения: структура капитала и предполагаемое финансирование, расчетные активы, оборотные средства, общие инвестиционные издержки, период окупаемости, простая норма прибыли, точка безубыточности, внутренняя норма прибыли и другие характеристики.

10. Риски при реализации проекта, методы их снижения, страхование рисков.

После разработки бизнес-плана должны разрабатываться перспективные планы по направлениям деятельности: маркетинг, разработка продукта, производство, менеджмент.

Цель разработки этих планов - обеспечить уточнение и выполнение задач бизнес-плана в соответствующих направлениях. В заключение настоящего параграфа приведем пример структуры резюме гипотетического бизнес-плана.

Р Е З Ю М Е

бизнес-плана создания бизнес-центра...

Cуть проекта: Создание бизнес-центра, интегрально и гибко технологически и организационно обеспечивающего оказание полного комплекса услуг в сфере создания (обустройства) и эксплуатации...

Эффективность проекта: определяется его интегральным характером, заложенной в проект структурной гибкостью, реализацией в наиболее быстро развивающейся отрасли экономики - ..., компетентностью кадров, наличием необходимых ресурсов предприятий...

Ожидаемый срок окупаемости проекта: ... с момента ввода бизнес-центра в эксплуатацию.

Проект реализуется: предприятием (финансово- промышленной группой и т.п.) ... c ... (дата). Готовность проекта на (дата) ...г. составляет ...%. Целесообразно изменение организационно-правовой структуры проекта с преобразованием в (холдинг, акционерное общество, ассоциацию).

Часть необходимой техники имеется. Требуются изменения в структуре кадрового обеспечения проекта...

Источники финансирования проекта: прибыль, кредит.

Потенциальные выгоды от инвестирования в проект: Инвестиции производятся в ликвидные материальные активы, в создание многофункциональной и гибкой организационо-производственной структуры, что обеспечивает:

1) сохранение и приумножение вложенных средств способом, наиболее эффективным при наблюдаемой конъюнктуре рынка;

2) ускорением оборота капитала;

3) снижение издержек производства и сбыта товаров и услуг.

Товары и услуги: Будут реализовываться следующие товары и услуги: ...

Производство товаров и услуг в едином технологическом цикле обеспечит их высокую конкурентоспособность.

Рынок сбыта: формируется за счет сегмента населения с высокими доходами, производителей ... материалов (включая иностранных), мелких и средних предприятий, занимающихся..., частных лиц. Емкость рынка может составлять от ... до ... клиентов (предприятий и семей ) в зависимости от типа услуги или товара. В перспективе, по мере выхода из экономического кризиса, число потенциальных клиентов будет увеличиваться.

Основные конкуренты: В ... регионе представляемый проект не имеет аналогов. В настоящее время рынок в данном секторе экономики только формируется. Потенциально конкурирующий проект могут реализовать: ...

Мероприятия по сбыту: основа этих мероприятий - комплексное обслуживание с использованием передовых технологий, реклама, формирование сбытовой сети, системы применения гибких скидок, продаж в рассрочку и т.п.

Производственная программа: имеет интегрированный и гибкий характер. Основой ее является программа..., осуществляемого в ... Достижение эффекта предполагается за счет увеличения объема выполняемых операций и соответствующего снижения их себестоимости, в том числе за счет реализации товаров и услуг другим предприятиям, высокодоходным слоям населения. В объеме реализуемых услуг большую долю составит реализация высокодоходных ... услуг.

Ограничения на реализацию проекта: Располагаемая площадь ... га позволяет разместить необходимые объекты. Однако, необходимо учесть ограничения, определяемые близким расположением..., ограничениями коммунальных коммуникаций в районе землеотвода.

Возможные виды риска при реализации проекта:

1) общеполитическая нестабильность;

2) неблагоприятный инвестиционный климат.

Используемые технологии: передовые автоматизированные технологии...

Организационная структура: определяется реализуемыми функциями и организационно-правовой формой действующей структуры и может включать: совет директоров по направлениям, технологические подразделения (...), обеспечивающие подразделения (административно-хозяйственное, секретариат, бухгалтерию, охраны - сопровождения грузов). Эксплуатационная организационная структура будет создаваться параллельно со строительством бизнес-центра. Уровень оплаты труда будет соответствовать существующему в отрасли и должен составлять...

Общий объем инвестиций: Для реализации проекта необходимо построить:

- здание ... общей площадью не менее ... м2,

- здание гаража площадью ... м2;

- отделать здание площадью ... м2;

- закупить необходимое оборудование.

Основная неопределенность в оценке объема инвестиций связана с решением по выбору уровня отделки и оборудования первого здания.

Если принять стоимость: для первого здания... $/м2, для второго- ... $/м2, а стоимость отделки третьего -... $/м2, то прямые вложения средств для окончания проекта будут эквивалентны не менее ... $.

План-график инвестиций будет определяться в соответствии с планом реализации товаров и услуг или получения кредитов.

Планируемый срок окупаемости проекта может быть менее ... после ввода в действие бизнес-центра.

Имеющийся задел оценивается по балансовой стоимости суммой, эквивалентной ...$, и составляет более ...%.