Найти тему
Дельта Волги

Мои школьные каникулы на рыболовецкой тоне в низовьях Волги.

В конце 60-х годов мне, тогда еще школьнику, довелось не только побывать , но и пожить с рыбаками рыболовецкой тони . Как мне-городскому мальчишке удалось там оказаться? Отец в те годы работал фельдшером на тонях дельты в дни путины. И сегодня я хочу поделиться впечатлениями и увиденным в те дни на тоне.

В те годы вылов осетровых рыб измерялся многими тысячами тонн ежегодно. В путину по рекам дельты один за другим шли караваны составленные из нескольких прорезей заполненных рыбой. Рыбу везли на рыбозаводы в Астрахань. И мальчишки, увидев такой караван, идущий против течения, бросались в воду и брали последнюю в караване прорезь на абордаж.

Эти караваны с рыбой никто не охранял и можно было прицепится к судну -прорези и залезть в нее через низкий борт. Правда , сделать это было не просто. Под напором воды трусы съезжали чуть не до колен, пока взбираешься на борт прорези. А там - в прорези заполненной водой плескалась живая рыба. И сазаны и лещи и сомы и судаки и конечно осетры и севрюги. Именно они и были главными трофеями мальчишек.

Прыгнув прямо в трюм прорези, где плавала рыба, надо было выбрать ту, что еле шевелилась и схватив за жабры, вместе с этой рыбой нырнуть в реку и пытаться доплыть до берега , не выпустив из руки рыбу. А на буксирном катере , который тащил за собой караван уже кричал и махал руками капитан, увидев как из прорези похищается рыба.

   Осетры и севрюги в неводе, подтянутом к берегу. На заднем плане виден неводник- судно с которого невод забрасывается в реку , перекрывая почти от берега до другого берега реку.
Осетры и севрюги в неводе, подтянутом к берегу. На заднем плане виден неводник- судно с которого невод забрасывается в реку , перекрывая почти от берега до другого берега реку.

Технология лова неводом , как я помню, сводилась к следующим операциям. В берег выше самой тони вбивался кол и к нему крепился аркан невода. Сам невод был огромен и его размеры хватали чтобы перекрыть реку метров в 300 шириной. Невод для тони изготавливался по размерам реки и глубине русла. Его укладывали на неводник который тянул катер метчик мощностью 20 л. с . Отходя от берега где был кол с арканом, метчик шел к другому берегу , описывая дугу вниз по течению и заводил невод . И завершал замет невода на том же берегу что был кол с арканом. Только на значительном удалении от аркана ниже по течению.

Второй конец невода что притащил метчик , заводился к лебедке на самой тоне. И когда это было сделано, рыбаки снимали с кола верхний ракан невода и тащили его по берегу к лебедке, которая уже тоже подтягивала невод. И вытащив невод на мелководье , перегружали рыбу в прорезь- судно с трюмом заполненным водой через прорези в бортах.

     Погрузка рыбы из невода в живорыбную прорезь.
Погрузка рыбы из невода в живорыбную прорезь.

Обычно в неводе оказывались десятки осетров и севрюг помимо другой рыбы. Размеры были разные. Но , иногда в неводе оказывались и гигантские белуги. Даже в несколько центнеров весом. Уже позже в я узнал, что в Астраханском краеведческом музее в зале ихтиофауны стоит чучело белуги длинной в шесть метров. При поимке в 1989 году эта белуга весила больше тонны. В старину, когда не было электрических лебедок, таких гигантских белуг вытаскивали из воды с помощью лошади.

     Гигантская белуга, выловленная в дельте Волги.
Гигантская белуга, выловленная в дельте Волги.

Напротив рыболовецкой тони , немного ниже по течению, стоял на якоре икорный плавзавод. Такое несамоходное судно с двухъярусной надстройкой. На первой палубе был цех по разделке осетровых рыб, а на второй палубе- помещения для экипажа плавзавода. И мне удалось побывать на этом плавзаводе. Отец взял меня с собой и мы на лодке подплыли к борту плавзавода и залезли на палубу. Вошли внутрь цеха и я был изумлен , увидев гору черной икры- сотни кг... на огромном противне. Никого из работников плавзавода рядом не было. Это зрелище врезалось мне в память .

Прошли годы и годы. И спустя много лет я вернулся на то место на берегу , где был верхний аркан невода. Он до сих пор там - железный кол вбитый глубоко в землю. Тоня уже давно не работает. Вылов осетровых прекращен еще в начале 2000 -х годов. И там где когда то заводился невод рыбачат приезжие рыбаки . Ловят всякую мелочь удочками и спиннингами. Я тоже поймал сомиков что на фото.

    Берег реки , где заводился невод и стояла рыболовецкая тоня на которой я в детстве провел летние каникулы.
Берег реки , где заводился невод и стояла рыболовецкая тоня на которой я в детстве провел летние каникулы.

Былая слава рыбаков дельты Волги осталась в прошлом. Как и те огромные белуги , осетры и севрюги что я видел на тоне. И как память о тех временах в бывшей столице рыбаков дельты- в городе Камызяк поставлен памятник осетру. Его можно увидеть спускаясь с моста через реку Табола. Сначала , несколько лет назад, осетр был естественных размеров. Но после, осетра сделали поистине гигантским. И теперь памятник осетру виден издалека.

   Памятник осетру в Камызяке
Памятник осетру в Камызяке

Подписывайтесь на мой канал.

Ставьте лайки

Вас ждут новые статьи о рыболовстве и жизни в дельте Волги.