Найти тему

Дефицит в продуктовых магазинах. Почему появился такой риск?

Ещё в начале декабря Владимир Путин поручил Правительству разобраться с ростом цен на продукты. Больше всего Президента возмутила рост стоимости сахара — больше 70%. Правительство решило ЗАФИКСИРОВАТЬцены на некоторые продукты, например на сахар и подсолнечное масло. Теперь килограмм сахара стоит около 43 рублей, хотя в декабре я платил больше 50. Казалось бы, в чём подвох? Людям не нравились высокие цены — их снизили и зафиксировали. На некоторых даже нахлынула советская ностальгия: старшее поколение помнит, что в СССР цены годами не менялись. Но в Советском Союзе был и дефицит, который возник, в том числе и из-за фиксированных цен.

Фиксированные цены в рыночной и плановой экономике могут привести к разным последствиям. Но дефицит будет и в первом, и во втором случае. В рыночной экономике цена — это точка пересечения кривых спроса и предложения. Это состояние баланса, который нарушать нельзя. Иначе будет либо дефицит, либо перепроизводство товаров. Так было в США во время великой депрессии.

Давайте на примере: есть условный населённый пункт, в котором есть всего один магазин обуви. Владелец может продавать пару кроссовок хоть за 100 тысяч рублей, даже если закупочная цена 1000 рублей. Спрос на них есть, а предложения нет. Но если в этом населённом пункте откроется ещё один магазин обуви, то второй предприниматель может снизить цену — начнётся здоровая конкуренция. Вообще демпинг — снижение цены ниже рыночной для увеличения спроса — нормальная практика для рыночной экономики. Но бесконечно этот процесс происходить не может. Рано или поздно цены будут едва перекрывать себестоимость продукции. На этом уровне они и остаются.

Умный предприниматель никогда не будет ставить цену намного выше рыночной, особенно на продукты. Потому что в этом сегменте конкуренция высокая и конкурентам легко будет применить демпинг, при чём, не в ущерб себе. И если цены растут в таком сегменте, значит, растёт себестоимость. Конечно, я сейчас не говорю про периоды повышенного спроса. Например, предновогодний период или канун Пасхи, когда резко растёт спрос на куриные яйца.

Меня не удивил рост цен. Из-за коронавируса у предпринимателей появились проблемы с логистикой, зарубежные товары, которые покупали за доллары, стали дороже в рублёвом эквиваленте и т.д. И в этот момент государство фиксирует эти цены. Следовательно, предпринимателям нужно либо работать себе в убыток, чего, естественно, никто не будет делать, либо искать зарубежные рынки сбыта, либо прекращать производство вовсе, либо его удешевлять. Во втором и третьем случае товары на полках закончатся, а новые не привезут. Только в случае удешевления производства можно его продолжить. У некоторых предпринимателей это получится, другие станут не рентабельны. Но смогут ли они обеспечить потребности населения? И в чём интерес предпринимателя что-то удешевлять, если он не заработает на этом?

В обычной ситуации удешевление производства даёт новые рынки сбыта. Ведь, чем ниже цена, тем выше спрос. А в нашем случае удешевление производства становится вопросом выживания. Равносильно, если бы наёмному работнику сказали: «ходи на работу, и мы тебя не уволим. Теперь твоя зарплата — это удостоверение сотрудника нашего предприятия».

В итоге, будет ли в магазине сахар, подсолнечное масло и другие продукты с фиксированными ценами зависит от того, как много предпринимателей готовы работать за условное «удостоверение».