Безоговорочная победа вчерашнего оппозиционера Садыра Жапарова с убедительным результатом 79% голосов избирателей позволила ему, наконец, стать легитимным руководителем, получившим мандат от населения с достаточно большим отрывом от ближайшего конкурента. Второй немаловажный момент – поддержана его версия конституционной реформы с переходом Кыргызстана к президентской форме правления. Это означает, что на ближайшие пять лет политик не только становится законным руководителем Киргизии, но и по Конституции получает всю полноту власти, которой не было ни у одного его предшественника, а это означает, что теперь он лично несет ответственность за все происходящее в республике.
Конечно, есть свои нюансы. Например, рекордно низкая явка для президентских выборов, 10 января проголосовали менее 40% избирателей. Отмечу, что выборы проходили в неконкурентной среде – с самого начала было понятно, что Жапаров являлся фаворитом и борьба за кресло президента была номинальной. Несмотря на большое количество участников, среди которых были известные политики, предвыборную кампанию они вели достаточно пассивно. Это отчасти означает, что за Жапарова проголосовал его сторонники и сторонники его партнеров, в целом же население республики неожиданно заняло достаточно пассивную позицию наблюдателя.
По опыту первых шагов после легитимизации государственных переворотов в Киргизии (в 2005 и в 2010) можно предположить, что Кыргызстан ждет временное затишье. Пока серьезных претензий к президенту со стороны других кланов нет, а дальше все будет зависеть от проводимой им политики – насколько она будет ответственной и сбалансированной. Но это не вопрос ближайшей перспективы. Если к президенту и накопятся претензии, то это произойдет не ранее осени 2021 года.
Многое здесь будет зависеть от самого Жапарова, как он и его команда справятся с глобальными проблемами, стоящими перед правительством и республикой, пойдет ли он по пути большей части своих предшественников и начнет системную монополизацию власти, финансовых потоков в республике за счет ущемления не входящих в руководство страны кланов.
Проблем же перед республикой стоит целый комплекс: удручающая макроэкономическая ситуация – в 2021 году предстоят серьезные выплаты по внешним долгам, в первую очередь перед китайскими кредиторами. Республика до сих пор находиться в сложной ситуации в связи с пандемией коронавируса. К этому можно добавить низкую эффективность госаппарата, высокую коррупцию, преступность, наркотрафик, неблагополучный инвестиционный рейтинг. Из выступлений президента Жапарова видно, что он осознает масштаб проблем, но вот хотя бы примерных контуров решений из его интервью не просматривается. Народная любовь и поддержка штука переменчивая, тем более в такой конкурентной и не терпящей монополии на власть политической среде Киргизии, поэтому перед новым главой Киргизии стоят достаточно серьезные вызовы.