Найти тему
Кот Баюн

«Непобедимых ассирийцев» можно побеждать

Другие статьи из серии "Падение Ассирии":

Начало конца Ассирии

Война за Вавилонию, «первый тайм»

Скифы спасают Империю

Ассирийское царство в конце VII в. до н.э.
Ассирийское царство в конце VII в. до н.э.

Весна и лето 622 г. до н.э. в Ассирии выдались тревожными, к границам «коренной» Ассирии пожаловали мидийцы и попытались атаковать столицу империи – Ниневию, неизвестно чем все это закончилось бы, если бы не подоспели скифы. Против степных всадников мидийское войско не устояло, и только его остатки отправились домой в Мидию. А скифы отправились дальше к Средиземному морю и границам «страны фараонов» (Подробнее ЗДЕСЬ: Скифы спасают Империю ). Ассирийцы остались восстанавливать изрядно порушенную враждебными мидийцами и дружественными скифами метрополию и о походах в Вавилонию больше не помышляли. Набопаласар, все-таки усидевший на вавилонском престоле, потихоньку снова прибрал к рукам отвоеванные было ассирийцами города и земли Вавилонии. Единственным островком ассирийской территории в Вавилонии остался город Ниппур, который продолжал хранить верность своему сюзерену и отчаянно сопротивлялся войскам Набопаласара.

Ассирийский пехотинец-копейщик
Ассирийский пехотинец-копейщик

К сожалению, информации о последующих годах вавилоно-ассирийского противостояния не слишком много, причем сведения в основном носят косвенный характер. В самой Вавилонии продолжалась борьба сторонников и противников Ассирии, и города и крепости еще некоторое время переходили из рук в руки. Набопаласар озаботился фортификацией, и, по распоряжению вавилонского царя, в месте сужения прохода между реками Тигр и Евфрат в районе городов Саллат (Шаллат) и Сиппар была возведена система укреплений, перекрывшая проход со стороны Ассирии. Насколько эффективной была эта «линия Набопаласара» на практике проверить не довелось, ассирийцы больше не предпринимали широкомасштабных походов в Вавилонию. На некоторое время воцарилась тишина и позиционное равновесие. Мидия «зализывала раны» и искала возможность как-нибудь «разобраться» со скифами. Ассирия тоже приводила в порядок свое «хозяйство», порядком порушенное сначала затяжной борьбой за власть внутри страны, а затем и затяжным военным конфликтом с бывшей провинцией. Вавилония «приходила в себя» после войны с Ассирией и заново училась быть независимой страной. Одним словом все готовились к будущим боям.

Вавилонский воин, стоящий на посту возле царского дворца
Вавилонский воин, стоящий на посту возле царского дворца

И Ассирия, и Вавилония старались найти себе союзников для продолжения борьбы, и к 616 г. до н. э. на Ближнем Востоке сложились две противостоящие коалиции. Вавилон ожидаемо поддерживали Мидия и Элам. Правда помощь эламского царства была в большей степени моральной и немного экономической, а вот Мидия являлась активным членом антиассирийского союза и была жизненно заинтересована в разгроме империи. Противостоящий союз возглавлялся Ассирией, и входили в него страны, некогда бывшие ее смертельными врагами. Урарту – страна воевавшая с Ассирией со времен Салманасара III и признавшая главенство ассирийского царя во времена Ашшурбанапала, в описываемое время испытывала такие внутренние трудности, что некоторые исследователи отрицают наличие ее государственности в этот период. Манна – последняя ее война с Ассирией произошла при Ашшурбанапале (Подробнее ЗДЕСЬ: Последние победы империи), затем был народный бунт, подавленный скифами по указке ассирийского царя, и после этого страны на долгие годы стали союзниками.

И наконец, «страна фараонов» - Египет, военное поражение от Ассирии, превращение в имперскую провинцию, восстание, долгая война, кровавое подавление сопротивления египтян ассирийцами, новые восстания и войны… (Подробнее ЗДЕСЬ: Триумф «страны фараонов») И вот теперь Ассирия и Египет союзники. Фараон Псамметих I не желал возвышения Вавилонии и Мидии, ему нужно было, чтобы долгая война обескровила всех ее участников кроме далекого Египта. К тому же, Псамметих прекрасно помнил налет скифской конницы и не хотел его повторения, Ассирия же играла роль щита, прикрывающего Египет и страны Средиземноморья от набегов степняков. Война, начавшаяся с восстания Набопаласара, постепенно разрасталась, вовлекая в боевые действия все новые страны.

Набопаласар и его гвардейцы-охранники в «боевом» облачении. Вид у всех троих вполне ассирийский. Так и должно было быть, учитывая взаимопроникновение культур этих родственных областей и авторитет ассирийского военного искусства
Набопаласар и его гвардейцы-охранники в «боевом» облачении. Вид у всех троих вполне ассирийский. Так и должно было быть, учитывая взаимопроникновение культур этих родственных областей и авторитет ассирийского военного искусства

В 616 г. до н. э. тревожная тишина заканчивается, и вновь начинаются активные действия. На этот раз нарушителем спокойствия становится царь Вавилонии Набопаласар, впервые он решается сам напасть на ассирийские земли и ведет свое войско на север в Верхнюю (Северную) Месопотамию. Вавилонская хроника после нескольких лет молчания сообщает, что в месяце аяру (апрель — май) вавилонское войско поднялось вверх по долине Евфрата в ассирийские провинции Суху и Хиндану. Население этих областей составляли преимущественно арамеи, некогда покоренные Ассирией, они не пытались оказать сопротивления войскам Набопаласара и безропотно выплатили наложенную на них дань. «В 10-й год Набопаласара в месяце айар, он созвал войско Аккада и пошел берегом Евфрата. Сухийцы и хинданайцы в бой с ним не вступали, а принесли свою дань»

Летом 616 г. до н. э. вавилоняне, двигаясь вдоль Евфрата, дошли до города Габлину (Каблину) и были остановлены подоспевшей армией Син-шар-ишкуна, в состав которой, кроме ассирийцев, входили пришедшие на помощь по зову союзников маннеи. Столь «представительный» состав «встречающих» был обусловлен, кроме естественного желания изгнать врага из пределов своей страны, еще и расположением города Габлину на карте Ассирии. Этот город находился на берегах Евфрата, прямо напротив Ашшура - самого почитаемого места в Ассирии, религиозной столицы и места захоронения царей, лежащего на берегу реки Тигр. Реки в этом месте расходились на довольно приличное расстояние, но оставить без внимания врага, угрожавшего хотя бы теоретически древней столице Ассирии, «сердцу Ассирии», как его называли сами ассирийцы, Син-шар-ишкун не мог, от него отвернулись бы все соотечественники.

Воины Вавилона в бою, сражение у стен города. Фрагмент картины Джеймса Э. МакКоннелла
Воины Вавилона в бою, сражение у стен города. Фрагмент картины Джеймса Э. МакКоннелла

В битве произошедшей 23 июля 616 г. до н. э. у города Габлину Син-шар-ишкун потерпел поражение и был вынужден отступить с остатками войска. В плену у Набопаласара оказались как знатные ассирийцы, так и их союзники маннеи. «В месяце абу (июль-август) сообщили, что войско Ассирии находится в городе Каблини и Набопаласар поднялся против них и 12-го дня месяца абу он устроил сражение с ассирийским войском. Ассирийское войско перед ним отступило, и он нанес ассирийцам сильное поражение, захватив у них большую добычу. Маннайцы, которые пришли на помощь ассирийцам, и ассирийские вельможи были захвачены в плен. В тот же день Набопаласар захватил город Каблини».

Набопаласар, по своему обыкновению, избегал любого риска и действовал только наверняка, поэтому он не стал нападать на хорошо защищенные города «коренной Ассирии», а продолжил свой поход на север вдоль реки Евфрат. В том же месяце (июле) он захватил и разграбил ассирийские области, расположенные в бассейне реки Балих – притоке Евфрата. «… В месяце аб царь Аккада послал свои войска против городов Мане, Сахир и Балих; добычу их они захватили, их полон они полонили во множестве, богов их они увели …». После этого, перегруженное добычей войско Набопаласара двинулось тем же маршрутом обратно и в августе вернулось в Вавилон. «…В месяце улул царь Аккада вернулся назад со своим войсками, по пути они забрали в Вавилон жителей города Хиндану и богов его…».

Египетское войско на марше
Египетское войско на марше

В месяце ташрит (сентябрь — октябрь), когда Набопаласар уже давно принимал заслуженные почести в Вавилоне, в долину Евфрата прибыла подмога, присланная фараоном Псамметихом. «…В месяце тишрит (сентябрь-октябрь) войско Египта и войско Ассирии вслед за царем Аккада дошли до Каблини(Габлину), но царя Аккада не настигли…». Таким образом, египтяне, не желающие воевать за чужие интересы, и свою поддержку союзникам продемонстрировали, и участия в бойне избежали. Набопаласар посмотрел на нерешительно топчущееся где-то в Северной Месопотамии, вдали от границ Вавилонии войско союзников и продолжил заниматься собственными делами, его войска в очередной раз захватили Урук. Син-шар-ишкуну так и не удалось убедить египтян вторгнуться в Вавилонию, а без их помощи он уже не рисковал это сделать. Сезон закончился убедительной победой Набопаласара, сам факт удачного вторжения в Месопотамию и победа над ассирийской армией в «поле» - имели огромное политическое и психологическое значение.

Компания 16-го года продемонстрировала обычную тактику Набопаласара: по возможности избегать крупных сражений, не стремиться к захвату крупных городов с мощной фортификацией и лишать ассирийцев ресурсов, опустошая центральные ассирийские провинции. Царь Вавилонии взял на вооружение и с успехом использовал ассирийскую тактику массовых переселений завоеванного населения, тем самым еще больше уменьшая и без того скудный «человеческий резерв» империи. Единственное крупное сражение с ассирийцами показало, что Вавилония стала силой, в военном отношении не уступающей Ассирии. Возможно, что быстрому росту военного потенциала вавилонского царства способствовал массовое включение в состав войск Набопаласара пленных бойцов и младших командиров из ассирийской армии. Большая часть этих невольных рекрутов была хорошо обучена и имела военный опыт, но сохраняла весьма слабую связь с империей, наемникам было все равно кому служить.

Конный копейщик армии Набопаласара, скорее всего, один из бывших ассирийских воинов
Конный копейщик армии Набопаласара, скорее всего, один из бывших ассирийских воинов

После небольшого отдыха, войско Набопаласара снова атаковало Ассирию. На этот раз вавилоняне двигались на север по правому берегу реки Тигр и, достигнув его притока Малый Заб (Забан), повернули на северо-восток. Следуя вдоль Забана, вавилонское войско вторглось в область Аррапха и недалеко от города Мадану встретилось с ассирийским воинством. «В месяце аддар (февраль-март) войско Ассирии и войско Аккада в Мадане, в области Аррапхи, дали друг другу бой; и войско Ассирии войском Аккада было разбито, и большое поражение им они нанесли, сбросив их в реку Заб. Их ослов и коней они полонили, добычу их захватили во множестве; его многочисленные обозы они переправили с собой через Тигр и доставили в Вавилон». Захваченные в плен жители Аррапхи были депортированы в Вавилонию.

Ассирийский лучник из гвардейских частей, вооружен сложносоставным луком «ассирийского типа» и длинным кинжалом. Защитное облачение состоит из ламеллярной «безрукавки» и железного шлема с наушниками, последние могли быть как подвесные, так и составляющие единое целое со шлемом.
Ассирийский лучник из гвардейских частей, вооружен сложносоставным луком «ассирийского типа» и длинным кинжалом. Защитное облачение состоит из ламеллярной «безрукавки» и железного шлема с наушниками, последние могли быть как подвесные, так и составляющие единое целое со шлемом.

Удачно проведенные походы заставили вавилонское войско и в самого Набопаласара поверить в себя и доказали, что «непобедимых ассирийцев» можно бить. В мае 615 г. до н.э. войско Набопаласара снова двинулось вдоль Тигра, на этот раз конечной целью было «сердце Ассирии» - город Ашшур. «…В одиннадцатый год правления царь Аккада собрал свое войско и пошел берегом Тигра; в месяце айару он остановился против города Ашшур. В…месяца симану (май-июнь) он дал бой городу, но города не взял…». Во время штурма, войска Набопаласара понесли ощутимые потери, да и их боевой дух заметно снизился. В это время пришло известие о том, что на подходе «главные силы» ассирийцев под руководством Син-шарру-ишкуна.

Набопаласар не стал искушать судьбу, и вавилонская армия начала стремительное отступление, больше похожее на бегство. Жизнь Набопаласара спасла крепость Такритаин на правом берегу Тигра. «…Царь Аккада ввел свое войско в цитадель Такритайна. Царь Ассирии и войско его против войска царя Аккада в Такритайне устроили осаду и 10 дней вели бой против них, но города он не взял. Войско царя Аккада, осажденное в цитадели, нанесло Ассирии большое поражение. Царь Ассирии и войско его прекратили осаду и вернулись в свою страну…». Не добившись успеха под стенами крепости Такритаин, Син-шарру-ишкун упустил последний шанс спасти Ассирию, теперь ее судьба была предрешена.

Походы Набопаласара
Походы Набопаласара

Как предзнаменование грядущей гибели империи, в 615 г. до н. э. сложила оружие и сдалась на милость победителя последняя ассирийская крепость в Вавилонии – город Ниппур. Героический город находился в осаде с 621 г. до н. э., причем это была далеко не первая осада. С момента начала мятежа Набопаласара в 627 г. до н.э., Ниппур постоянно подвергался «испытаниям на прочность» и пережил все ужасы, «положенные» окруженному врагами городу: голод, эпидемии, постоянный страх и случаи людоедства. И вот теперь, после поражения под крепостью Такритаин, этот город сдался потому, что больше не верил в помощь от ассирийского царя. Это был самый суровый приговор, который подданные могли вынести своему повелителю и это был приговор самой Ассирии.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«Древняя Ассирия» Мочалов М.Ю.

«Вавилон легендарный и Вавилон исторический» В. А. Белявский

"История Мидии" И.М. Дьяконов

-11

Другие статьи из серии "Падение Ассирии":

Начало конца Ассирии

Война за Вавилонию, «первый тайм»

Скифы спасают Империю

-12