Литературное наследство Фёдора Михайловича Достоевского ужа давно перестало быть только лишь российским. Его произведения имеют мировую славу и, несмотря на произошедшие за полтора века изменения в мире, по-прежнему современны. Не удивительно, что читателей всегда волновало, как Достоевскому удалось написать столь захватывающие и одновременно столь философские повести и романы. И, очевидно, одна из главных причин этого -
жизнь самого писателя, которую тоже простой, ровной и спокойной не назовёшь.
Идея перенести жизнь Достоевского на киноэкран возникла у советских кинематографистов ещё в тридцатые. Тогда появилась
лента «Мёртвый дом» (1932), где роль писателя сыграл легендарный Николай Хмелёв.
Спустя несколько десятилетий перипетии жизни столпа русской литературы заинтересовали Павла Финна, сценариста. Интересно, что Финн славился как автор сценариев приключенческих, а одной из первых его работ (и весьма успешных работ) стал сценарий для вестерна «Всадник без головы» (1973), написанный в сотрудничестве с режиссёром Владимиром Вайнштоком.
Примерно в то же время Финн и Вайншток написали и сценарий для ленты о Достоевском. Предполагалось, что снимать его будет режиссёр Самсон Самсонов, и уже даже были проведены пробы.
На главную роль был предложен Василий Шукшин, и его фотографии в гриме писателя произвела фурор: настолько Шукшин оказался похожим на прототипа.
Но в итоге разрешения на создание картины получено не было, съёмки отложили на неопределённый срок, а сценарий упал в дальний ящик. Лишь спустя несколько лет он снова увидел свет, и произошло это благодаря Александру Зархи, который принялся снимать биографическую ленту «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского».
Василия Шукшина к середине 1979 года, когда дали разрешение, в живых уже не было, поэтому Зархи начал искать нового исполнителя. Выбор пал на Олега Борисова, который в образе Достоевского тоже смотрелся очень органично. Борисов славился крутым нравом, многие режиссёры попросту опасались с ним работать, однако Зархи начал съёмки. Но довольно
быстро выяснилось, что Борисов и Зархи видят персонажа очень по-разному.
Уже через пару месяцев стало очевидно, что актёр и режиссёр не только не могут найти общий язык, но и стоят на пороге глобального конфликта. Дело завершилось предсказуемо:
Олег Борисов ушёл с картины. Его не остановили ни уговоры Александра Зархи, ни убеждения тогдашнего руководителя киностудии «Мосфильм», ни угроза отлучения от самого «Мосфильма».
Новым исполнителем роли Достоевского стал Анатолий Солоницын. Солоницын много лет мечтал о такой возможности, но ждал, что фильм о писателе снимет Андрей Тарковский, его любимый режиссёр. Приглашение от Зархи Солоницын по ряду причин воспринял прохладно, но всё-таки согласился. И не зря:
Достоевский в его исполнении стал чуть ли не каноническим киновоплощением писателя.
Роль возлюбленной, а потом и супруги классика Анны Сниткиной Зархи почти сразу отдал Евгении Симоновой. Евгения тогда была уже одной из самых ярких и обожаемых зрителями кинозвёзд, на её счету было уже полтора десятка популярнейших картин. Но
прежде она представала лишь в образах современниц, а вот в историческую ленту попала впервые.
Однако позже и критики, и обычные зрители отметили, что ей удалось очень точно вжиться в образ молодой стенографистки, влюбившейся в гения. Кстати,
после демарша Олега Борисова Евгения Симонова тоже подумывала отказаться от съёмок, но сам Борисов её отговорил,
и она продолжила работать уже с Анатолием Солоницыным.
В образе Аполлинарии Сусловой, роскошной обольстительницы с полудемоническим взглядом, Зархи увидел польскую актрису Эву Шикульску. Эва была прекрасно знакома советской публике: она много снималась в польских лентах, а потом замечательно сыграла нежную, но неимоверно сильную француженку Полину Гёбль, возлюбленную декабриста Анненкова, в фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» (1975). Правда, историки отметили, что
в действительности Аполлинария роковой женщиной и звездой полусвета, каковой она предстала в «Двадцати шести днях из жизни Достоевского», не была
но в целом драму это не испортило.
Ну и, конечно, стоит отметить, что в фильме Александра Зархи дебютировал наследник кинодинастии Дворжецких Евгений, тогда ещё студент Щукинского училища. Евгений сыграл пасынка Достоевского и, хоть
роль не принесла ему большой популярности, зрители и киноведы его отметили.
Любопытно, что потом Евгений ещё не раз появится именно в исторических фильмах, а самый большой успех к нему придёт после роли Эдмона Дантеса в экранизации романа уже французского классика Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» (это будет картина «Узник замка Иф», снятая в 1988).
Ну и в заключение отмечу, что во время съёмок и монтажа Александр Зархи немного схитрил:
некоторые эпизоды, в которых снялся Олег Борисов, он всё-таки оставил в финальной версии. Правда, в них актёр виден только со спины,
так что узнать его нельзя. А вам хотелось бы увидеть, каким мог бы быть Достоевский, сыгранный Олегом Борисовым?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296