Компания ICL Техно вошла число трех самых крупных поставщиков ИТ оборудования и решений для здравоохранения, согласно исследованиям экспертов CNews. Рейтинг выявил ведущих игроков сектора здравоохранения, обеспечивающих цифровым и инновационным оборудованием медучреждения страны.
Деятельность ICL Техно базируется почти на тридцатилетнем опыте разработки оборудования и его производства по заказам ведущих государственных структур, а основная продукция выпускается на собственных заводах в соответствии с требованиями Минпромторга РФ и включена в «Единый реестр отечественной радиоэлектронной продукции». ГК ICL имеет статус системообразующей организации и входит в список Минпромторга в своей категории.
—Какими Вы видите основные проблемы развития телемедицины в России?
А. Шагивалеев: Существует неиспользованный потенциал для продвижения новых технологий изменения в оказании медицинской помощи. COVID-19 помог ускорить целый ряд этих изменений, например, использование телемедицины, автономных роботов и искусственный интеллект в больницах. Новые технологии могут усовершенствовать алгоритмы оказания медицинской помощи как для пациентов, так и для медицинских работников.
Сегодня последствия технологических изменений в здравоохранении уже не настолько зависят от выбора руководителя ЛПУ, как раньше. В настоящий момент мы пережили кризис и полный рост выявили наиболее важные из проблем, которые тормозили внедрение телемедицины.
Верхушкой айсберга являются проблемы законодательного характера. В 2018 году на территории РФ вступил в силу закон, регулирующий сферу телемедицины и возможности ее применения, что само собой породило ряд вопросов, барьеров и противоречий, и не способствует наращиванию темпов ее внедрения. Например, по закону медработник не может вести прием с использованием телемедицины вне своего рабочего места. Также, для использования услуг телемедицины нужно пройти процедуру идентификации на портале Госуслуг, что вызывает сложности, особенно у пожилых пациентов.
Кроме того, немаловажной проблемой является использование российскими телемедицинскими системами классической модели «face to face», позволяющей проводить только очное общение по видеосвязи, без возможности удаленной диагностики физического состояния пациента. В этой связи оценка состояния здоровья делается только на основе сбора жалоб и анамнеза, что не дает возможности получить комплексную оценку самочувствия и, как следствие, правильно постановить диагноз. Также, законодательно не урегулирована тарификация проведения удаленной диагностики, что приводит к пассивному отношению со стороны медицинского персонала в отношении оказания данных видов диагностических услуг.
—Есть ли за последнее время подвижки в этой области, как технические, так и законодательные?
А. Шагивалеев: Как и любое масштабное нововведение, не имеющее аналогов, телемедицина окружена многочисленными барьерами и противоречиями. Однако любые барьеры, в том числе законодательные постепенно снимаются. В России на данный момент Минэкономразвития разрабатывает механизм практического применения т.н. «цифровых песочниц» для развития технологических инноваций в РФ. Одним из первых проектов, подпадающих под их действие, станут как раз телемедицинские технологии. «Песочницы» позволяют отказаться от ряда законодательных требований, препятствующих развитию новых технологий. За счет этого предприятия, занимающиеся разработкой инноваций, а также органы власти смогут тестировать их без риска нарушить существующие нормативно-правовые акты, а в дальнейшем, в случае достижения успешного результата, распространять опыт их внедрения.
На сегодняшний день появились технологии, позволяющие решать проблемы онлайн-диагностики состояния здоровья пациента с возможностью передачи информации в медицинских форматах DICOM и HL7. На наш взгляд, именно такие инструменты дают толчок развитию современной телемедицины и повышению качества оказания телемедицинской помощи.
—Почему в России в период пандемии нет активного развития виртуальных клиник?
А. Шагивалеев: Скачкообразный рост популярности удаленных медицинских консультаций в период пандемии в 2020 году выявил основные недостатки российской системы телемедицины. Во-первых, не все пациенты имели возможность пользоваться данной услугой, ввиду отсутствия технических средств. Во-вторых, к удаленным консультациям оказались подготовлены не все медики. В-третьих, ИТ-инфраструктура многих больниц не выдержала волны телеконсультаций.
—Когда Россия сможет качественно лечить людей на дому?
А. Шагивалеев: Пандемия коронавируса стала стимулом для развития телемедицины в России. Однако по-настоящему качественный рост телемедицины можно будет наблюдать при выполнении ряда следующих условий:
- Когда у российских пациентов появится возможность обращаться к врачам беспрепятственно (технически и без лимита на количество обращений).
- Необходимо упростить идентификацию пользователей и дать возможность врачам консультировать пациентов не только из своего кабинета в больнице или поликлиники.
- Когда будет выработан общий и законодательно закрепленный подход к оплате труда медиков, работающих в области телемедицины. В данный момент, выделенные бюджетные средства и тарифы ОМС не покрывают расходы медучреждений на внедрение телемедицинских услуг.
—Какие решения для здравоохранения предоставляет ваша компания?
Вне зависимости от того, в какой сфере работает организация, мы начинаем с аудита, консалтинга и оптимизации ИТ-инфраструктуры нашего клиента. Этот важный процесс, в ходе которого мы обследуем и даем целостную оценку всего имеющегося комплекса информационных систем, сервисов, изучаем их взаимосвязь и то, как они обеспечивают функционирование организации, необходим для того, чтобы получить максимально полные и достоверные данные, систематизировать их. Только после этого мы предлагаем варианты решений.
Использование этого комплекта дает медорганизации следующие преимущества и возможности:
- Проведение плановых и экстренных телемедицинских консультаций
- Передача изображения с медицинского прибора (прикроватный монитор, отоскоп, эндоскоп и т.д.) в режиме реального времени на удаленное рабочее место консультанта
- Проведение консилиумов врачей из других больниц, обучений, совещаний, удаленных консультаций
- Перемещение в любое помещение лечебного учреждения
Так же у нас есть мобильные телемедицинские комплексы для фельдшерско-акушерских пунктов, для проведения и диспансеризации и профессиональных медицинских осмотров и передвижных мобильных бригад. У каждого комплекса есть различия в комплектации, которые соответствуют целям проведения медицинского осмотра.
Наши мобильные телемедицинские комплексы включены в реестр Российского ПО и в их составе модули, диспансеризации, профмедосмотра и экстренного осмотра пациента. Они обеспечивают автоматизированную работу с приборами функциональной диагностики, предоставляют возможность для приема, обработки и хранения информации. На их базе можно осуществлять взаимодействие с медицинскими информационными системами, работать в автономном режиме, получать телемедицинские консультации от экспертов с применением видеоконференцсвязи.
В числе других разработок для медицины — комплексы автоматизации ФАП.