Найти тему
Мухаммедгали Хузин

Молох Октября...

или как десять дней стали потрясением на все столетие

Так сложилось исторически, почти одновременно в нашей стране отмечается несколько важных дат. 30 октября – День памяти жертв политических репрессий, 4 ноября – День народного единства, 7 ноября – День Октябрьский революции.

На первый взгляд может показаться немного странным попытка соединить эти события воедино. Попробуем разобраться более детально…

День народного единства, отмечаемый в новейшей истории нашей страны, связан с событиями 1612 года, когда народное ополчение под водительством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина смогло очистить Москву от польско-литовских интервентов. По-сути произошло восстановление утраченного суверенитета государства. Лжедмитрий II, бояре и множество чинов страны находились под контролем польского короля Сигизмунда. Полцарства оказалось под Речью Посполитой. Причина этого унизительного положения – бесконечные междоусобицы и борьба за власть разных групп. Первое ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым после его убийства казаками потерпело поражение и распалось. Второе ополчение, благодаря трудам патриарха Гермогена, обратившегося с призывом твёрдо стоять «за Пречистой дом, и за чудотворцов, и за веру» было сформировано на нижегородской земле князем Пожарским и его семейным другом и партнером по солеварному делу Мининым, сыном этнического татарина Мины Анкудинова из волжского города Балахна.

Паны подрались, а положение спас народ – разных вер и традиций, языков и сословий. Изгнанием чужеземцев на Руси закончилась Смута. Пожалуй, это самый яркий пример подлинно народного единства в истории нашего Государства.

Красный день календаря…

В советское время этот день называли Великой Октябрьской социалистической революцией.

«Советы начали с грабежа, и закончат грабежом», - сказал бывший член рыболовецкой артели и отказался вступать в колхоз. «Активисты» - вчерашние голодранцы и лодыри, выгребли даже всю муку, даже приготовленную для сегодняшней выпечки хлеба, не говоря уже о других запасах провизии. Разобранные и увезенные собственные строения за свои деньги выкупили обратно дочери рыбака.

А как всё хорошо начиналось! Мир народам, земля – крестьянам... Затем – НЭП. Зажило село, началась электрификация и индустриализация всей страны.

К 30-мы годам от былых обещаний не осталось ничего. Безусловно, строятся заводы. Растет военная мощь. В то же время как снежный ком набирают обороты репрессии. К уничтоженному сотнями тысяч в послереволюционные годы цвету нации, добавляются миллионы людей. Внесудебные расправы, доносы, тотальное недоверие не пощадило ни одно сословие – простые граждане и ученые, военные, учителя и врачи. Эти люди становятся шпионами, саботажниками, вредителями, контрреволюционерами, троцкистами… Так Молох Октября пожирает и самих основателей первого в мире государства «рабочих и крестьян». Разрушены церкви и храмы всех религий, сотни тысяч священнослужителей зверски, цинично, а зачастую и ритуально, казнены, сосланы в лагеря. Отменили веру в Бога, запретили всякую религиозную активность. А вместо сложившихся традиций создали новые: петь «Интернационал» в клубах, бракосочетание вместо венчания, духовой оркестр вместо отпевания…

Поп и мулла.Прошедший муки заточения и каторги православный духовник потом рассказывал своим духовным чадам, что в камере оказался с муллой – мусульманским священнослужителем. Он служил по своему обряду, а мулла совершал намазы. Потом они, вдвоем взявшись с двух сторон ручной пилы, валили лес в далекой тайге. И вернулись живыми, не потерявшими веру, не растратившими всепрощение и любовь к Отчизне, в свои родные края.

Вот вам и народное единство.

Третья война.До Великой Отечественной войны дед воевал в Первой мировой войне, затем прошелся по фронтами Гражданской войны в составе дивизии Азина. Был уже не призывного возраста, а потому его призвали в трудовой фронт. Попал в один из военных заводов Челябинска. Изнурительная работа, голод и холод в бараках сделали свое дело. Истощенных и умирающих деда и его односельчанина комиссовали и отправили домой. На станции Куеда деда узнала простая русская женщина, работавшая на складе. Со словами «двоих не вытяну, у самой детки малые, а тебя выхожу» она дотащила деда до своего дома и две недели выхаживала, отпаивала травами, кормила, чем могла. А когда дед уже начал ходить, наняла подводу и довезла до деревни. Так дед мой выжил, а односельчанин умер на дороге, так и не увидев дом и родных.

Оказалось, что эта женщина в голодные тридцатые побиралась по деревням и забрела к деду. Сердобольные татары подобрали эту женщину, накормили и выходили, дали, сколько могли, еды. Через годы это добро вернулось добром!

А дед, как только встал на ноги, снова был отправлен в трудармию – валить лес под Березниками, где и пробыл до 1946 года.

Эти люди и строили страну, защищали от врагов, поднимали село, строили заводы и фабрики. Это тоже народное единство. Подлинное, сермяжное, без лозунгов и горлопанства!

Узники совести

30 октября 1974 года политзаключенные мордовских и пермских лагерей объявили голодовку в знак протеста против политических репрессий в СССР. С тех пор советские политзаключенные ежегодно отмечали 30 октября как День политзаключенного. Официально День памяти жертв политических репрессий впервые был отмечен в 1991 года в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР.

Сложно все. С одной стороны безмерные притеснения, репрессии. С другой – повальное кляузничество. Писали про всех – дети на отцов, сосед на соседа, теща на зятя. Правда или нет, говорят, что и Сталин в ответ на упреки в сердцах бросил фразу про три миллиона доносов. Тотальное недоверие, сведение счетов друг с другом. Иметь собственное мнение уже становилось опасным. За все это легко и быстро можно было угодить в тюрьму или в психушку…

В нашем регионе, например, располагались три лагеря для политзаключенных. При колонии «Пермь-36» был создан участок особого режима для «особо опасных государственных преступников». Закрыт был лагерь лишь в 1988 году.

Лагерь стал музеем. Дай Бог, навсегда!

Великий русский ученый К.Э. Циолковский предполагал, что к концу двадцатого столетия население России может составить более 300 миллионов человек! Не знал предвестник космонавтики, что нам нужно будет пройти через ужасы кровавой революции, голод 21-го года, коллективизацию, раскулачивание и репрессии 30-40-х годов с миллионами уничтоженных в жерновах революции, миллионами, положившими свои жизни на алтарь Победы над фашизмом. Миллионами покалеченных судеб, не явившихся на свет младенцев…

Американский журналист Джон Рид восторгался революцией и написал «Десять дней, которые потрясли мир». Увы, эти десять дней стали потрясением на целое столетие…