Этот материал является прологом к рассказам об уроженцах Минщины, ставших полными кавалерами ордена Славы. А таких в столичном регионе — пятеро.
Орден Славы — как знак отличия солдатской храбрости и мужества на поле боя
Орден Славы был учрежден одновременно с орденом «Победа». Инициатива принадлежала И.В. Сталину. Идея — награждать рядовой и младший командный состав Советской Армии за личную храбрость в боях. Знак этого ордена должен был иметь очень высокий статус и фактически быть равным полководческим наградам командного состава, поэтому изначально, при разработке, он носил название «орден Багратиона», но впоследствии стал именно орденом Славы. Работа над эскизом велась сразу в нескольких направлениях и разными художниками. Итогом стало утверждение эскиза, выполненного художником Н.И.Москалевым, автором проектных эскизов всех медалей, которые вручались за оборону советских городов. Закономерно, что основой для эскиза послужила готовая разработка неосуществленной награды «За разгром немцев под Москвой». Сама новая награда, по замыслу Москалева, должна была иметь четыре степени, что приближало ее по статусу к дореволюционному военному ордену Святого Георгия и Георгиевскому кресту.
Однако Сталин рассудил по-другому и окрестил тем именем, под которым мы его знаем сегодня, пояснив: «Победы без славы не бывает». Он уменьшил количество степеней до трех по аналогии с «полководческими орденами», высшей считалась первая. 8 ноября 1943 года орден Славы был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР. Любопытная деталь: полные кавалеры ордена Славы могли получить внеочередное воинское звание. Так, ефрейторы и сержанты автоматически становились старшинами, старшины — младшими лейтенантами, а младшие лейтенанты — лейтенантами. Кстати, до 1974 года орден Славы являлся единственной советской регалией, которой награждались исключительно за личные заслуги. К ней никогда не представлялись воинские части, организации и предприятия.
Орден Славы — пятиконечная звезда. В центральной ее части располагается изображение кремлевской Спасской башни. По окружности медальона проходит лавровый венок. В нижней части круга — надпись «Слава». На оборотной стороне награды размещается круг с надписью СССР. Различия орденов первой, второй и третьей степени заключаются в материале изготовления. Регалия первой степени — золотая, второй — серебряная с золочением центрального медальона, третья — полностью серебряная.
Право награждения орденом Славы III степени предоставлялось командирам соединений действующей армии, начиная с командира бригады и выше. К ордену Славы II степени солдата могли представить командующие армией или флотилией. А первой степени — только по решению Президиума Верховного Совета СССР.
Первое награждение орденом Славы произошло уже 13 ноября 1943 года, через пять дней после учреждения новой награды. К ордену Славы III степени представили сапера, старшего сержанта Малышева. Во время боя солдат подобрался к вражескому пулемету, препятствовавшему продвижению советских войск, и уничтожил его. Позднее Малышев получит также орден Славы II степени. Согласно другим источникам, владельцем первой награды стал сержант Исраелян, также сапер. По всей видимости, раньше всего к ордену представили все же Малышева, но фактически получил он его позднее Исраеляна.
Первыми в истории кавалерами ордена Славы II степени стали саперы 10-й армии из состава 1-го Белорусского фронта — рядовые Власов и Баранов. К концу Великой Отечественной войны оба бойца получили также и ордена Славы I степени.
Раньше всех наградили орденом Славы I степени в июле 1944 года старшего сержанта Шевченко. Он являлся помощником командира взвода разведки в составе отдельного лыжного батальона. Одновременно с ним полным кавалером стал сапер ефрейтор Питенин. Однако солдат не дожил до получения награды. Шевченко в этом плане повезло гораздо больше, он благополучно прошел войну. За время боев был удостоен трех орденов Славы и трех других советских боевых орденов. Это обстоятельство сделало его настоящим феноменом. В те годы шесть таких наград имел далеко не каждый полковник и даже генерал.
Во время войны произошел довольно интересный случай, когда целое подразделение — все его бойцы, кроме офицерского состава — оказались удостоены ордена Славы. Речь идет о 1-м батальоне 215-го стрелкового полка 77-й гвардейской дивизии. В боях за освобождение Польши во время прорыва немецкой линии обороны на Висле 14 января 1945 года солдаты смогли захватить три ряда траншей противника и удерживали позиции до подхода основных наступающих сил. Во время этого боя гвардии сержант Петров повторил подвиг Матросова, закрыв грудью амбразуру немецкого дота. Офицеры также не остались без наград, командиры взводов были представлены к ордену Александра Невского, командиры рот — к ордену Красного Знамени, а командир батальона гвардии майор Емельянов стал Героем Советского Союза. Посмертно.
Всего за отличия в годы Великой Отечественной войны было вручено около миллиона орденов третьей степени, более 46 тысяч — второй, а также 2672 — первой. Уже после войны было установлено, что среди 2672 полных кавалеров ордена Славы было 80 человек, которые имели по четыре ордена Славы вместо трех, так как одной из нижних степеней ордена награждались несколько раз, а также был один воин, награжденный сразу пятью орденами — его трижды представили к ордену Славы II степени.
Первым из белорусов к ордену Славы был представлен Владимир Иванович Мотуз, уроженец Гомельской области, награждение героя состоялось уже 29 ноября 1943 года. Он впоследствии стал полным кавалером ордена Славы. Всего их, полных кавалеров ордена Славы, — белорусов или уроженцев Беларуси было 73 человека и из них 5 — из Минской области. Назову их поименно:
— МИХИЕВИЧ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (Червенский район);
— ОКОЛОВИЧ ИВАН ИЛЬИЧ (Крупский район);
— ПОТАПОВИЧ НИКОЛАЙ ИОСИФОВИЧ (Смолевичский район);
— РОГОВСКИЙ МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (Любанский район);
— ТИХАНОВИЧ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ (Минский район).
Именно они — рядовые воины, те, кто прошагал фронтовыми дорогами в серых солдатских шинелях, кто смотрел врагу глаза в глаза, кто одной фразой «Дошли до Берлина!», начертанной на стенах поверженного рейхстага, вынесли приговор германскому фашизму.
За годы Великой Отечественной войны были мобилизованы в Вооруженные силы СССР или ушли на фронт добровольцами 34 миллиона 476 тысяч 700 человек! К этому порядку цифр у историков вопросов по большому счету нет. С потерями сложнее. По одним данным, в боях за Родину погибли более 13 миллионов военнослужащих, по другим — почти 11,5 миллиона. Сравнительно недавно появилась и официальная статистика военных потерь — 8 668 400 человек. Это без учета воинских званий и должностей.
А теперь очень простая «арифметика»: если вычесть из общего скорбного списка потери комсостава — 1 023 093 человека, то получится, что самую высокую цену за Великую Победу заплатил рядовой состав — 7 645 307 человек.
Именно солдаты и матросы, сержанты и старшины первыми приняли удар германского вермахта на границе, стояли насмерть под Москвой, Сталинградом и Севастополем. Именно они, истекая кровью, исправляли просчеты командования и претворяли в жизнь замыслы Ставки, которые потом назовут вершинами стратегического искусства.
Низкий поклон, вам, СОЛДАТЫ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!
Автор статьи: Владимир Касьянов
Автор фото: Фото из открытых интернет-источников, носят иллюстративный характер