Во время путешествия по Индонезии я воспользовался услугами одной известной индонезийской турфирмы и съездил в пятидневный тур на корабле по островам моря Флорес. Главными фишками тура были плавание на яхте и посещение островов Комодо и Ринча., где водятся знаменитые гигантские комодские вараны.
Старт тура был в поселке Сенгиги, который расположен на западном побережье острова Ломбок
Компания туристов у нас подобралась разноплеменная, граждан всех фарангских стран понемногу. Из россиян я был в единственном числе. Меня забрали из гостиницы и доставили на сборный пункт. Здесь меня проверили по списку, моя фамилия значилась под №1. Мне выдали карточку с номером автобуса, который будет доставлять нас в порт Лабуан Ломбок и картонку с надписью Upper Deck и сказали, что надо подождать. Группа собирались постепенно, затем прибыл автобус с группой из 13 молодых парней и девушек. Через некоторое время нас рассадили по двум автобусам и повезли к месту старта тура в порт Лабуан Ломбок на восточное побережье острова. По дороге мы посетили этническую деревню, где пообедали.
В Лабуан Ломбоке нас сначала привезли на базу турфирмы, провели вступительное организационное собрание нашего пенсионерско-молодежного турлагеря, организовали приветственный чай на старом корабле, с борта которого открывался замечательный вид на вулкан Риджани (я уже сбился со счета увиденных вулканов).
Далее была погрузка на корабль и размещение. Вот здесь началось самое интересное. Сначала распределили пассажиров, плативших размещение в каютах, занятыми остались меньше половины кают. Далее назвали мое имя и направили меня в верхний дэк. А за мной гурьбой пошла группа молодежи. Я сначала думал, что ребята из Финляндии, а оказалось еще интереснее, из Эстонии. Я сначала подумал, что, по крайней мере, не будет большого языкового барьера. Так много эстонцев я видел во второй раз в жизни (первый был во время посещения еще советской Эстонии в 1988 году). Тогда эстонцы русский понимали, но специально не говорили.
Теперь немного об устройстве нашего корабля.
Плыть нам предстояло на моторной яхте, рассчитанной на 50 пассажиров. На нижней палубе от носа к корме: кают-компания с открытыми бортами, лавками по бортам и барной стойкой (это был "Нижний дек"), кухня, умывальник с пресной водой и далее каюты и три туалета – душа.
На верхней палубе располагались рубка (она же каюта капитана), перед которой была небольшая открытая часть палубы (это одна из частей верхнего дека, здесь размещение происходит в стальных мешках, а днем можно было позагорать на цинновках или матах). По бортам два прохода, а к центру с одной стороны - каюты, а с другой стороны - багажный отсек. В задней части верхней палубы находилось большое помещение, ограниченное от проходов дверями – это вторая часть верхнего дек. Здесь вечером команда устилала пол циновками и матами, на которых спали обитатели дека. Здесь я и обитал две первые ночи в компании с 13 эстонцев.
Через некоторое время корабль отчалил из порта Лабуан и началось мое путешествие в компании 13 молодых эстонцев. Организаторы видимо подумали, что соседство России и Эстонии подразумевает лучшее взаимопонимание, а между нами сразу встали три барьера. Возрастной барьер, т.к. 20 лет разницы в возрасте давали о себе знать. Культурный , т.к. суперглобализированную европейскую молодежь трудно понять среднего возраста азиатскому россиянину, рожденному в СССР. Не скажу, что я совсем "совок", но космополитом за 13 зарубежных поездок тоже не стал, советские корни у меня прочные, прозвища "совок" и "ватник" я вообще не считаю даже обидными. Но главное – языковый барьер. В возникновении этого барьера виноват больше был я. Сначала попытался наладить контакт по-русски, от эстонцев ноль эмоций. Ах, вы не хотите говорить по-русски, тогда я сделаю вид, что совсем не бум-бум в английском. Им было проще, их 13, а мне было трудно делать вид, что я не понимаю, что они обсуждают меня по-английски, почему-то вначале они в основном говорили по-английски, может быть, чтобы мне досадить. При этом никакой агрессии в мою сторону не было, даже некоторая забота – одним словом, толерантная европейская молодежь. У меня сложилось впечатление, что они воспринимали меня вроде негра (типа, мы негров не любим, но обижать их не по-европейски). Я же честно сказать мысленно издевался над их растянутым языком и явной заторможенностью. Даже хотел съязвить, что в их возрасте, я бы в такой романтической обстановке вообще не спал (в нашем отсеке я засыпал позже всех, а вставал всегда первым, еще до рассвета). При этом с гражданами стран старой Европы у меня сложился вполне нормальный контакт.
Давно не попадал в такую сложную эмоциональную обстановку. От мысли заплатить 150 баксов и съехать в отдельную каюту я отказался сразу, еще подумают, что я их испугался. Решил показать эстонской молодежи, что россияне тоже могут быть толерантными .. и равнодушными. Большую часть совместного пребывания проводил с наушниками в ушах за просмотром советских телефильмов (они смотрят американские боевики и мультики, а я "За спичками" и "Ну, погоди", потом правда "Аватар"). Они любезно отстраненны, говорят в основном по-английски. Ну и ладно, буду им улыбаться, пусть видят, что я читаю Lonely Planet в оригинале и мило беседую с немцами на английском. И когда хочу, могу и с ними поговорить на этом языке. Результатом стало только то, что они стали говорить в моем присутствии только на эстонском. Представляете, каково находиться на ограниченном пространстве, когда все говорят на другом языке, а ты не понимаешь. Хотя мне стало еще тяжелее, но им было тоже несладко. Критически все это было только в первый вечер, а потом началась такая красота, что эмоции просто захлестывали, мне честно было не до эстонцев. Закончилось наше противостояние позднее вполне мирно, я потом с ними неплохо общался. Но об этом позже.
Еще немного полезной информации о затратах во время поездки. Питание включено в стоимость тура, поэтому основные дополнительные затраты были следующие: пиво и безалкогольные напитки, билет в нацпарк Комодо и естественно сувениры. Вне корабля возможность потратить деньги была только в Лабуан Баджо на Флоресе, на рынке на острове Комодо и в лавочке у причала на острове Мойо. Крепким спиртным, по крайней мере, официально, команда не торгует. Но честно сказать выпивать на корабле совсем не хотелось, мне эмоций и без этого хватало. Так, глотнуть коньячку или араку с устатку, да выпить баночку Бинтанга на жаре было приятно.
До первой обстановки путь был короткий, примерно через час после отплытия корабль остановился у небольшого необитаемого островка около северо-восточной оконечности Ломбока.
Видимо этот островок арендует турфирма, т.к. он гордо назвался в е ее честь. Здесь мы начали осваивать процедуру выгрузки, обычно это делали в три захода на маленькой лодочке. Пустынный островок оказался ничем не примечательным, но красивый.
Можно было поплавать в маске у рифа, но так себе, ничего особо интересного. Самым интересным было наблюдать за закатом на фоне вулкана Риджани.
По возвращению на корабль нас первый раз накормили ужином. В целом питание во время тура было обильным, в виде шведского стола. Утром около 7-00 нормальный завтрак, помню, что один раз нас угостили блинами. Днем около 13-00 был обед, обычно вегетарианский, т.е. без мяса. Основной прием пищи был за ужином около 19-00, за которым подавали три-четыре мясных блюда, в основном курицу, пару раз жареную рыбу. Из гарниров выделялся рис, но он мне уже надоел, поэтому я в основном налегал на овощи и лапшу. Во время всех приемов пищи были какие-то приятные изюминки и много фруктов: арбуз, бананы и особенно часто ананасы. Короче, ели мы как в пионерском лагере, строго по расписанию, простую, но обильную пищу. Никаких проблем с желудком у меня не было, наоборот все стабилизировалось.
После ужина наступил самый сложный момент за весь тур. Налетел сильный ветер, стало очень холодно, команда закрыла все борта тентами, устроила спальные места. На верхнем деке они представляли собой мат, подушку с наволочкой и простынь. Простыню можно было застелить мат или укрыться. В первую ночь было очень холодно, я напялил две футболки и кофту, одел трико и укрылся пледом. Тент неплохо сдерживал порывы ветра, поэтому спать было вполне комфортно. Мне досталось место в середине помещения. Я сначала долго смотрел кино на смартфоне, потом просто долго лежал и слушал завывание ветра. Благодаря большим размерам корабля волнение на море почти не чувствовалось, но слышалось очень хорошо. К счастью море я переношу очень хорошо, морской болезнью не страдаю. Засыпал я под все усиливающееся завывание ветра, наш корабль двигался вдоль северного побережья острова Сумбава.