Найти в Дзене
AVTOритет

Дитя простого кузнеца посадил на колеса весь мир и основал Honda. История бренда Honda с чего все начиналось

Привет друзья, думаю не стоит лишний раз говорить о том, что автомобиль является одним из тех изобретений которое существенно повлияло на человечество и наш мир в целом. С появлением автомобилей, оказалось, что наша планета значительно меньше чем нам когда-то представлялось, а время в пути сократилось в разы. У каждого из нас появилась возможность побывать в большем количестве мест и лично увидеть весь колорит других стран и городов своими глазами. Но благодаря именно автомобилям, наша жизнь ускорилось и стала комфортней и динамичней, конечно же автомобильный мир не заканчивается только на форде или mercedes и практически каждая уважающая себя страна имеет множество автобрендов большинство из которых уже давно нам известны.

И сегодня друзья я хочу рассказать вам историю создания одной японской автомобильной компании которая отличается от других своим исключительным качеством, надежностью и что немаловажно доступностью. Конечно, друзья мои, это honda! Но как же появились те самые легендарные японские автомобили, да и с чего вообще все начиналось, об этом сегодня я вам и расскажу. Отцом основателем компании считают Соитиро Хонда, родился будущий инженер в 1906 году в семье кузнеца в небольшом японском городке, с раннего детства мальчик активно помогал отцу в кузнецком деле, а также принимал участие в развитии маленького семейного бизнеса по ремонту велосипедов. Семья жила совсем небогато, но на еду всегда хватало, а поскольку маленький Соитиро с самого детства крутился возле отца, то как и стоило ожидать вскоре он был очарован разного рода механизмами, из которых любил все время что-то мастерить. В школе наш герой учился прилежно, а его любимыми предметами были счет и естествознание.

Жизнь парня ничем особо не отличалась от миллионов других подростков, но так было недолго. Уже в 1922 году он оставляет школу и свой родной город, собирает вещи и отправляется в Токио. Вы будете удивлены, но причиной такого поступка стала сильная заинтересованность парня в механической составляющей автомобилей, а проявилось это тогда, когда в их маленьком городке появился первый автомобиль, тот самый известный и легендарный ford t и стоит сказать что именно он и стал для парня самым настоящим откровением.

Ford T
Ford T

Помню когда это чудо остановилась из него закопало масло я как собачонка припал к земле и вдыхал его волшебный запах. Я перепачкал руки и лицо и именно тогда я поклялся, что однажды сам построю машину. Так рассказывал о своем первом знакомстве с автомобилем сам будущий инженер в Токио наряду с остальными учениками из других городков и деревень. Соитиро становится механиком стажера, стоит сказать, что ему понадобилось около шести лет чтобы полностью обучиться этой профессии и набраться максимального опыта. Все это время он работал и проходил практику лишь за еду, но в то время он не расстраивался, ведь у него была мечта стать инженером. Лишь через такой не малый промежуток времени в возрасте уже 22 лет парень решает вернуться домой, и стоит сказать, что ехал обратно он уже далеко не с пустыми руками, а с огромным желанием творить что-то новое. К возвращению домой Соитиро не сидел сложа руки. Уже очень скоро он открыл свой собственный гараж в родной деревне. Все было предельно просто, научившись ремеслу он решил не только помогать всем с починкой различных транспортных средств которая в то время только стала набирать обороты, но и заниматься обучением таких же заинтересованных молодых людей как и он. Возможно кто-то спросит зачем ему это было нужно и ответ будет очень простым, все дело в том, что дети из бедных семей не имели возможности учиться и именно для того, чтобы дать им такую возможность наш герой решил брать их к себе на работу. И забегая наперёд скажу, что многие из тех голодных учеников позже станут топ-менеджерами в крупнейшей корпорации, но обо всем по порядку. К слову, дела почти сразу стремительно пошли вверх, а слух об отличном механике разошелся на несколько соседних деревень. Первым важным этапом в карьере нашего парня стало предложение о замене деревянных спиц на велосипедном колесе на металлические. Да друзья, это было то самое далекое время, когда спицы на велосипедах и других малых транспортных средствах были еще деревянными. И стоит сказать, что именно это принесло ему не только признание, но приличный список заказов. Эту идею парень запатентовал. Думаю, теперь не будет вопросов кто же придумал те самые металлические спицы. Но на этом парень решил не останавливаться ведь он четко осознавал, что это всего лишь начало и как окажется позже он не ошибся. Он хотел изменить наш мир в лучшую сторону, а поэтому все время придумывал что-то новое и усовершенствовал уже имеющееся. В какой-то определенный момент количество его учеников уже превысило 2 десятка и место в старом гараже становилось все меньше, в то же время заказов было достаточно чтобы не только зарабатывать самому, но платить зарплату своим ученикам. Так спустя всего пару лет Соитиро Хонда основывает свою первую компанию по производству поршневых колец под названием такаясейки. Первый большой заказ пришел уже спустя полгода от компании Тойота, причем заказ был настолько большим, что мужчине пришлось в кратчайшее время отстроить свой первый завод чтобы выполнить заказ в срок и надлежащем качестве. Также является интересным этот факт, что ему это удалось благодаря собственным накоплениям, а также кредитам полученным деньгам по частичной предоплате от Тойота. Фактически, вышло так, что именно Тойота дала деньги своему будущему конкуренту. Дела на производстве шли неплохо, а количество рабочих мест все время росло. Остальные промышленные гиганты японии также нередко прибегали к услугам honda. Небольшая компания уверенно набирала свои обороты, но к сожалению, то время оказалось не самым удачным, а всему виной вторая мировая война. Во время войны завод компании подвергся сильной бомбежки и был полностью разрушен. Так уж получилось, что буквально за короткий период времени, успешный бизнесмен, который всю свою сознательную жизнь строил свой бизнес оказался как говорится у разбитого корыта. Осознав, что на восстановление бизнеса уйдет слишком много времени ну конечно же денег Соитиро решает продать все остатки своего предприятия за небольшую сумму, всего 450 тысяч йен это примерно 22 тысячи долларов на то время. Учитывая тот факт, что это был период оккупации Япони Америкой, то вскоре иены обесценилась еще в 10 раз и в итоге вышло так что завод он продал практически даром. Но даже эти небольшие по меркам бизнеса деньги он вложил в новую компанию которую в 1946 году назвал honda technical research институт или технический институт honda. Именно там Соитиро просто ради забавы решил прикрепить небольшой моторчик к своему велосипеду и результат такого эксперимента не на шутку раззадорил интерес предпринимателя. Изобретенный мопед стал главным и основным транспортным средством мужчины на котором он ездил не только на работу но и по делам которые он немного позже решил представить и своим друзьям. Стоит также сказать, что в японии в то время только зарождалось автомобилестроение и такой вид транспорта был весьма удачен и популярен. Те же в свою очередь захотели себе точно такой же мотовелосипед тем самым став первыми заказчиками honda. Уже спустя некоторое время Соитиро всерьез задумался о массовом производстве подобных мотовелосипедов. Именно так шутка Соитиро превратилось в реальность. Чтобы привлечь инвесторов мужчина связался с более чем 5000 продавцов предлагая им возродить транспортную систему японии, но в итоге откликнулись лишь несколько десятков, но этого было достаточно. Благодаря их щедрым вложениям предприниматель смог приобрести большую партию моторчиков tohatsu из генераторов для радио которые остались после войны. Именно они были использованы в первых мопедах, но через какое-то время запасы закончились и нашему герою пришлось самостоятельно создавать собственный двигатель. На это у него ушло около года. И уже в 1948 году компания honda выпустила свой первый мотоцикл под названием dream. Также компания занималась выпуском всех деталей, предназначенных для мопедов и мотоциклов. Количество заказов послевоенной японии просто завалило Соитиро и не справляясь с потоком этих самых заказов и параллельно изобретением чего-то нового, в начале 50-х годов он пригласил в компанию еще одного человека который вскоре станет его партнером по бизнесу. Этого человека звали Такео Фуджисава.

Соитиро Хонда и Такео Фуджисава
Соитиро Хонда и Такео Фуджисава

Именно он взял на себя все корпоративное управление и продажи. Стоит также отметить что Соитиро Хонда доверял Такео, но также он признавал, что управленец с Такео намного лучше, чем с него. Хонда же занимался больше разработкой, его интересовала техническая часть, а вот Такео вел переговоры и управлял персоналом. Кроме того, Фуджисава в сложные для производства времена не единожды вкладывал в развитие компании собственные деньги, при этом не прося взамен ничего. Эта связка инженера и управленца сработала и уже в 1951 году компания выпустила обновленную версию мотоцикла, а также открыла новый завод в Токио. Благодаря успешным продажам всего через два года в том же Токио будет открыта и штаб-квартира компании honda motor company. В 1954 году предприниматель столкнулся с первой серьезной проблемой. Даже несмотря на то, что его компания занимала целых 15 процентов доли рынка японии, производство транспортных средств оказалось слишком медленным по отношению к спросу. Каждый из руководителей смотрел по-разному на перспективы развития компании. Фуджисава считал, что за увеличением продаж увеличится и прибыль, вследствие чего увеличится число работников и заводов. А планы Соитиро Хонды были намного глобальнее, он мечтал не только производить непревзойденный гоночные мотоциклы, но и расширить границы продаж до международной арены. Мужчина был уверен, что он достигнет своей цели благодаря гонкам ведь это отличная реклама. К слову мотоциклы honda уже участвовали в гонках. В 1953 году команда мотоциклистов отправилась в бразилию но к сожалению один гонщик заболел за несколько дней до начала гонки и не смог принять в ней участие, вследствие чего другой гонщик финишировал 13 из 25 участников. В 1954 году Соитиро honda отправился в качестве зрителя на гонки ТТ где лично смог увидеть достоинства и недостатки других мотоциклов и их двигателей. Также купив разработки своих конкурентов, предприниматель вернулся в японию где продолжил заниматься собственными разработками. К тому времени компания выпускала уже около 130 мотоциклов в день, а к 1959 году эта цифра выросла в 10 раз сделав honda мировым лидером. Но время шло и рост компании требовал и развитие производственной структуры. Предприниматели решились на открытие нового завода, на закупку оборудования было потрачено больше 10 миллионов йен, что естественно отразилось не лучшим образом на положении компании чуть не приведя к банкротству. Ситуацию спас Такео Фуджисава, именно он попросил помощи у правительства которое способствовало развитию компании посредством изменений в дорожном законодательстве страны. Так за период с 1954 года были выпущены такие мотоциклы как дрим ц70 и honda supercab последний же значительно повлиял на будущую историю компании honda.

Модель была настолько успешной и продаваемой за рубежом, что компания стала выпускать по 50000 новых мотоциклов в месяц. На то время это были просто невероятные цифры, да и сейчас к слову также. Ключевым отличием данных транспортных средств было их цена и простота. Но к тому времени конкуренты также не сидели без дела, а возрождающаяся экономика японии чуть ли не каждый день дарила миру все новые и новые компании которые готовы были удивлять потребителя и наверное именно это и сделало качество и передовые технологии японии одними из лучших. Все просто конкуренция творит чудеса. Уже в начале 60-х годов была запущена самая первая рекламная компания honda, а мотоциклисты этого бренда стали ассоциироваться с байкерской культурой, а у многих и вовсе ассоциировались с преступлениями и бандами. В первую очередь такие ассоциации возникли в связи с тем, что мотоциклы honda были очень востребованы. На них перемещалось огромное количество людей, не исключением стали и представители мафии которые оценили мотоциклы этого бренда за их надежность и скорость благодаря чему всегда можно было быстро скрыться с места преступления и они никогда не подводили в самый ответственный момент. Но даже несмотря на все подобные предрассудки мотоциклы honda были одними из самых удобных средств передвижения, и когда перед обычным человеком стоял выбор, мотоцикл какого бренда купить в 9 из 10 случаев это был honda. Что же касается самого основателя, то даже несмотря на столь большой успех в своем деле он по-прежнему не отпускал мечту победить в гонке. В 1959 году в гонках ТТ пилот компании занял уже шестое место, даже такого показателя Соитиро было недостаточно. И лишь 1961 году мечта Хонда наконец-то сбылась. Предприниматель смог доказать не только себе, но и всему миру преимущество именно его мотоциклов ведь пилоты его компании заняли пять первых мест. Достигнув такого успеха на рынке мотоциклов, наверное многие из нас уже бы довольствовались тем что есть и просто тратили бы огромные деньги на красивую жизнь. Но Соитиро жил лишь только работой и уже в возрасте 56 лет он решил испытать судьбу еще раз и запустить собственное автомобильное направление. Стоит также сказать, что ему пришлось начинать фактически все с нуля, ведь все его производство было заточено сугубо под выпуск двухколесных транспортных средств, а вот производство автомобилей это уже что-то намного большее и конечно затратнее но Хонда было уже не остановить.

Поставив перед собой новую цель принять участие в гонках формулы-1 в 1962 году на выставке в Токио был представлен первый спортивный двухдверный автомобиль с откидным верхом моделей honda с 360, но так как это был всего лишь пробный вариант данная модель так и не появилась в продаже, на рынок отправили s500. В этом же году был выпущен легкий грузовик т 360 моментально получивший широкое распространение. Впервые же в автомобильных гонках компания honda приняла участие в 1965 году и не прогадала. Ричи Гинтер американский пилот компании на болиде honda RA 272 выиграл гран-при мексики в дальнейшем компания ни один раз участвовала в подобных гонках которые почти всегда заканчивались победой именно honda. К 1967 году honda стала крупнейшим производителем мотоциклов в мире и начала расширять ассортимент продукции. В последующие годы были представлены другие модели легковых автомобилей и пикапов однако они пользовались с ограниченным спросом. как в японии так и в сша. Прорывом стало представленная в 1973 году honda civic, а успеху этой экономной модели сильно поспособствовал нефтяной кризис 1973 года.

Из-за кризиса большей части производителей пришлось снизить объемы производства и повысить цены на автомобили, но только не для honda. Компания решила пойти на риск и удвоить мощность производства, при этом прилично снизив цены на автомобили и стоит сказать, что шаг был оправдан. В то время как остальные компании уходили в минус honda только удвоила свою прибыль. В этом году, когда компания праздновала свое 25-летие, а через три года продажи honda civic превысили 1 миллион автомобилей тогда же была представлена более дорогая модель аккорд, также пользовавшийся большим спросом особенно в сша. В 1982 году для производства этой модели даже был открыт целый завод в штате Огайо, в том же году продажи мотоциклов достигли трех с половиной миллионов штук. Начиная с 1986 года honda начала заниматься разработкой и производством роботов, также в 1986 году было основано подразделение acura начавшее выпускать автомобили премиум класса. Это позволило honda выйти к концу 1980-х в число крупнейших компаний по производству автомобилей. В 1991 году был представлен суперкар honda nsx, первый полностью алюминиевый монокок в котором был установлен двигатель v6 со средним расположением двигателя и системы изменения фаз газораспределения.

Honda NSX 1991
Honda NSX 1991

С 1990 по 1992 год автомобили марки acura были самыми продаваемыми в сша, а honda третьей компании по количеству проданных машин. В то же время в начале 1990-х авторынок сша оказался насыщенным и начиная с 1993 года продажи автомобилей в сша начали падать что вынудило honda к расширению географии своего присутствия. Только в одном 1997 году были открыты заводы в индии, вьетнаме, турции, индонезии и бразилии, а в 1992 году было основано совместное предприятие в китае по производству мотоциклов. Соитиро honda покинул пост президента компании еще в том же 1973 году, но оставил за собой обязанности ее руководителя. Окончательно же он покинул компанию только в 1983 году, но продолжал оставаться советником до конца своей жизни. Такая же история случилась с Фуджисава. Новым руководителем компании стал Тадасикумэи которого в 1990 году сменил Набухитокавамото. После ухода из компании Соитирой всерьез заинтересовался нло и даже мечтал создать свою собственную тарелку. Для этого он однажды навестил наса но так и не смог ничего разработать, ему просто не хватило для этого времени он умер в 1991 году от болезни почек. После смерти Соитиро honda и ухода Фуджисава компанию быстро опередили в разработке продуктов другие японские автопроизводители и она была застигнута врасплох бумом грузовиков и внедорожников в начале 90-х годах что сказалось на рентабельности компании в целом. В 1992 и 1993 годах японские сми сообщали что honda подвергалась серьезному риску нежелательного и враждебного поглощения со стороны mitsubishi motors которая в то время была более крупным автопроизводителем по объему продаж и получала прибыль от своих успешных моделей Pajero и Diamante.

Генеральный директор Кавамото быстро отреагировал на изменение корпоративной культуры honda поспешно разработав ориентированную на рынок продукцию, которая привела к появлению транспортных средств для отдыха таких как Odyssey первого поколения и CR-V который очень быстро станет легендарным автомобилем. Самое шокирующее изменения в honda произошло когда Кавамото завершил успешное участие в кампании формулы-1 после сезона 1992 года сославшись на затраты, а также на желание создать более экологичный имидж компании. В 1997 году появился первый электромобиль honda ivi plus ставший первым в своем роде.

-9

С двухтысячных годов компания развивалась во многих направлениях и ни на шаг не отступала от своих правил завещанных еще основателем, выпуская не только инновационные, а еще и качественные модели автомобилей. В 2004 году в сша была создана дочерняя компания по выпуску авиационных двигателей, а спустя два года появилась авиастроительная компания honda aircraft. Период с 2005 по 2015 год ознаменовался различными событиями повлиявшими на развитие компании от выпуска первой подушки безопасности для мотоциклов, до мировых рекордов по продажам не только мотоциклов но и бизнес самолетов honda jet.

-10

Корпорация honda является крупнейшим производителем мотоциклов в мире с 1959 года достигнув 400 миллионов произведенных мотоциклов к концу 2019-го, а также крупнейший в мире производитель двигателей внутреннего сгорания производящие более 14 миллионов единиц ежегодно. В 2001 году honda стало вторым по величине японским производителем автомобилей, а в 2015 было восьмым по величине производителем автомобилей в мире. В производстве автомобилей компания использует собственные двигатели коробки передач и конечно лишь свои разработки и технологии, и не зря, ведь японские автомобили занимают лидирующие позиции в рейтинге надежности качества и безопасности, а honda всегда в лидерах, она индивидуальна экологична и конечно экономична. Помимо основного автомобильного и мотоциклетного бизнеса honda также производит садовое оборудование, лодочные двигатели, гидроциклы и генераторы. С 1986 года honda занимается исследованиями в области искусственного интеллекта и робототехники и в 2000 году выпустила своего робота Асима.

робот Honda Asimo
робот Honda Asimo

Основные производственные мощности этого гиганта расположенны в японии, сша, индии и бразилии. Основные рынки сбыта сша и юго-восточная азия. Всего же на данный момент заводов honda более 30 в 15 странах мира. Штаб-квартира honda находится в Минато Токио япония.

В списке крупнейших публичных компаний мира forbes global 2000 в 2016 году компания honda заняла 74-е место, в том числе 36-е по обороту. Также honda заняла 23-е место в списке самых дорогих брендов и 239-е место в списке лучших работодателей сша. Собственниками компании являются акционеры, при этом доля семейства honda всего шесть процентов. В 2018 году компания отпраздновала свое 70-летие и точно не собирается останавливаться на уже достигнутом. За весь период было выпущено более 100 миллионов автомобилей которые каждый день радуют своих владельцев. По сегодняшний день Соитиро honda сравнивают с Томасом Эдисоном и даже Генри Фордом, но в одном все аналитики уверены точно, именно в том, что honda был лучшим после ford предпринимателем. В автомобильной отрасли еще при жизни он основал две некоммерческие организации. фонд honda и международную ассоциацию безопасности дорожного движения которые сейчас работают над улучшением безопасности всех участников движения на дороге. Также honda запомнился миллионам людей как самый обычный простой человек. Став главой многомиллиардного концерна он часто носил простую красную рубашку и появлялся на заседаниях правления в самой обычной куртке, такой, которую носит большинство из нас. Он никогда не гонялся за брендами и не тратил деньги на красивую жизнь, перемещался он только на автомобилях собственного производства и никогда не изменял своему бренду. Хонда считал что никого не следует оценивать по внешнему виду, это было особенно актуально для японии, где белая рубашка и черный костюм обязательная форма одежда деловых и успешных людей. Но все они всегда опускали глаза, когда рядом с ними стоял Соитиро honda в дешевой куртке и красной рубашке. Ведь они понимали, что все их заслуги просто ничтожны по сравнению с honda, при этом он был больше похож на рядового завхоза чем на владельца миллиардного состояния. Однажды даже чуть не сорвалось вручении ему императорской награды, потому, что honda вознамерился ехать на церемонию в простом рабочем кителе, а не во фраке как того требовал протокол. Наш герой никогда не скрывал своего отвращения к теоретикам обучавшийся в дорогих университетах чему-то умному из инженерного искусства, но не пачкавшим руки в моторах. Университетский диплом в его глазах без опыта ничего не значил, а поэтому многие топ-менеджеры компании как я уже говорил в самом начале были те самые ученики, которые крутили болты и гайки в его первом гараже. По мнению самого Соитиро человек который никогда не разбирал двигатель, не может научить другого его создавать, даже если у него будет 10 образований. Свои знания, Хонда, так и не окончивший высшего учебного заведения получал не из книг, его университетами были станок и рабочие места. Еще меньше он уважал всемогущее японское министерство промышленности и торговли которое ставило ему палки в колеса всю свою жизнь, поскольку создание данного автомобильного концерна не вписывалось в планы тогдашней промышленной политики. Неудивительно что отношения между вольнодумцем в рубашке с закатанными рукавами и сливками политической экономической элиты японии оставались напряженными до конца его жизни, а корпорация honda всегда была ущемлена в поддержке со стороны властей. Но даже несмотря на все это, он доказал кто чего стоит на самом деле!

P.S Вот такая вот история друзья легендарных автомобилей и мотоциклов honda от простого парня с бедной семьи до всемирно известного инженера самоучки и выдающегося бизнесмена 20 века. А лично вам нравятся автомобили honda и был ли у вас опыт их эксплуатации обязательно пишите об этом в комментариях, но на сегодня пожалуй это всё оцените статью лайком и оставьте комментарий если она вам понравилась и до скорого, пока.