Найти тему
Народная Газета

ЗЕЛЁНЫЕ СОКРОВИЩА

Развитие особо охраняемых природных и заповедных территорий стало одним из главных направлений областной политики

11 января исполнилось 105 лет со дня создания первого заповедника на территории России, которым стал Баргузинский заповедник на Байкале. Поэтому не случайно, что именно этот день был объявлен в 1997 году Всероссийским днем заповедников и национальных парков. «Народная газета» выяснила, как сейчас обстоят заповедные дела в Ульяновской области - как благоустраивают особо охраняемые природные территории (ООПТ), как развивают экотуризм и какие есть проблемы.

Памятник природы «Родник Томыловский»
Памятник природы «Родник Томыловский»

Охраняемые границы
В областном минприроды главным достижением последних лет в плане работы с ООПТ называют то, что все они сейчас поставлены на кадастровый учет и имеют четкие границы. Сделано это было еще в 2019 году, но, кажется, чиновники от экологии до сих пор говорят об этом, как бы выдыхая. Почему это так важно?
- До тех пор пока ООПТ не имели четких границ, это давало возможность маневрировать для разного рода незаконных действий. Например, для строительства, когда возводить здания начинали не то что на границе охраняемых объектов, а уже на их территории, - рассказывает начальник отдела лесоразведения и развития особо охраняемых природных территорий минприроды Ульяновской области Сергей Солдаткин.
За примером далеко ходить не надо. За последние 10 лет экологи не один раз начинали бить тревогу по поводу строительства домов у Маришкиного родника. Козырем в руках застройщиков была именно нечеткость кадастровых границ этого памятника природы. Теперь же они обозначены, и если кто-то влезет на территорию Маришки, то власти имеют право наказать таких нарушителей. И это касается не только строительства. Любая хозяйственная деятельность на территории ООПТ должна быть согласована с властями.

Акшуатский дендропарк.
Акшуатский дендропарк.

Обследуйте их!
Сейчас в Ульяновской области статус ООПТ имеют более 150 самых разных объектов. Но вполне возможно, что относительно скоро их станет больше. Сделать это позволит принятый прошлой осенью региональный закон «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области и об установлении категорий особо охраняемых природных территорий местного значения в Ульяновской области».
- В перспективный план включены работы по созданию 43 памятников природы, 20 заказников на территории Ульяновской области. Это позволит увеличить площадь заповедных территорий региона практически в два раза, - рассказала министр природы и цикличной экономики Ульяновской области Гульнара Рахматулина.
Правда, процесс создания ООПТ все-таки занимает немало времени. Для этого специалисты должны провести на каждом из объектов комплексное экологическое обследование. Оно должно подтвердить, действительно ли это место стоит брать под охрану. Например, из-за краснокнижных видов или по какой-то другой причине. Как, например, Баевское окаменелое дерево - там же дело не в живых растениях, а в уже давным-давно погибшем. Результаты обследования затем направляют на экспертизу, которая и решает, достойно место охранного статуса или нет.
Комплексные экологические обследования планируется проводить и на уже действующих особо охраняемых природных территориях. И в первую очередь это касается именно тех мест, которые взяли под госохрану из-за краснокнижных видов.
- Многие из ООПТ получили свой статус в 1970 - 80-е годы. Это почти 50 лет назад! За это время ареал распространения охраняемых видов мог поменяться - где-то сократиться, где-то, наоборот, увеличиться. А значит, могли поменяться и реальные границы этой территории, - рассказал Сергей Солдаткин.
Кстати, по словам эксперта, жители Ульяновской области тоже могут внести свой вклад в создание новых ООПТ. Например, если они знают водоем, в котором вдруг завелись осетры (утрирую, конечно), то могут написать заявление в минприроды с просьбой присвоить этому объекту статус ООПТ. И тогда, возможно, э тот водоем попадет в число тех самых перспективных.

Экологические прогулки
Особо охраняемые природные территории, как правило, еще и отличаются красотой. Будь то Белое озеро или долина пионов. А это означает и популярность у туристов. С одной стороны, это хорошо - внутренний туризм у нас только поощряется. С другой - чаще всего люди едут туда дикарями. И, к сожалению, иногда ведут себя соответствующе. А реальная охрана в Ульяновской области есть только у одной особо охраняемой природной территории области - у нацпарка «Сенгилеевские горы». О том, как его посещать, чтобы не нарваться на штрафы, мы писали в прошлом номере. Если коротко - то за 150 рублей, если вы не входите в категорию льготников.
Доступ на территорию остальных ООПТ не ограничен. Правда, и инфраструктура там есть не всегда. Например, экотроп в регионе сейчас всего две. Хотя в областном агентстве по туризму считают, что одна - все в том же нацпарке. Однако там забыли, что еще в 2013 году первая экоторопа в регионе была создана в Акшуатском дендропарке. 1,5 километра ее протяженности проходят по нижней части парка через живописные аллеи и берега реки Санаторки. Создали ее, кстати, стараниями местных неравнодушных жителей во главе с тогдашним директором школы, а сейчас заведующей музеем Верой Фоминой.
Что-то вроде экотропы должно появиться и в Ульяновском дендропарке. «Народная» писала об этом еще прошлым летом. Тогда после визита губернатора зашла речь о восстановлении сети дорожек, проложенных еще при создании дендрария в 1980-е годы.
Но есть и более масштабные планы. Например, в 2021 году агентство по туризму Ульяновской области рассчитывает провести первых туристов по Большой экотропе. Это огромный экологический маршрут протяженностью 113 километров, разработанный в конце прошлого года. Еще из планов - создание новой экологической тропы по территории геопарка «Ундория», процесс создания которого сейчас активно ведется. Так что через год-два ульяновские любители экотуризма получат еще больше возможности для цивилизованных прогулок. А там, глядишь, и гости из соседних регионов массово потянутся.

ФАКТ
Ни одна из ООПТ Ульяновской области не носит статус заповедника. Лишь Арбугинская гора и останец Гранное Ухо, входящие в состав нацпарка «Сенгилеевские горы», имеют статус заповедных территорий.

Иван СОНИН
Фото Владимира ЛАМЗИНА и Игоря УЛИТИНА