Имя великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова слышали все. Он был человеком, который посвятил свою жизнь многим наукам и везде достиг определенных высот. Но есть области, где его вклад в исследования был колоссален, а знаем мы об этом вкладе в силу тех или иных причин очень мало.
Например, лишь очень ограниченному кругу лиц известно, что Михаил Васильевич создал действующий летательный аппарат, который можно даже назвать неким прототипом современного вертолета.
В протоколе одной из научных конференций, где Ломоносов принимал участие 1 июля 1754-го года, сохранились интересные записи. В документах говорится, что ученый представив публике летательный аппарат собственного производства. Этот аппарат Ломоносов назвал аэродинамической (воздухобежной) машиной.
Это было очень сложное устройство, состоящее из подвижных крыльев, расположенных в горизонтальной плоскости, пружины, целой системы грузиков, блоков, шнура и винтов. Такая машина на глазах у публики поднялась в воздух на два десятка метров – это событие, кстати, стало первым в мире задокументированным испытанием летательного аппарата в мировой истории.
Конечно, самостоятельно подняться в воздух машина не могла по причине того, что в то время просто не существовало пружин такой мощности, которые бы могли заставить винты аппарата крутиться с нужной силой. Именно для этого Ломоносов и пошел на хитрость, сконструировав целую вспомогательную систему из грузов и блоков, которая и «подбросила» аппарат в воздух.
Стоит отметить, что Михаил Васильевич не ставил перед собой задачу подняться в воздух ради того, чтобы просто покорить воздушную стихии. Ему этот аппарат был нужен для вполне конкретной цели – для изучения атмосферных явлений. Он, видимо, планировал машину дорабатывать, о чем даже сказал на той же самой конференции в 1754-ом году, но дальнейшая история этого аппарата теряется.
Вероятнее всего, Михаил Васильевич сконцентрировал свои усилия на других областях науки. Но ясно одно – его изобретение на много лет опередило свое время. Да, о возможности создания подобных машин писали и раньше, например, небезызвестный Леонардо да Винчи в 1475-ом году, но Ломоносов этими записями пользоваться не мог чисто физически, так как опубликованы они были лишь в конце 18 века.
В настоящее время первым создателем винтокрылой машины-геликоптера считается конструктор Пауктон, который создал рабочий летательный аппарат в 1768-ом году. Детище же Михаила Ломоносова, созданное в 1754-ом году, практически забыто. А ведь это именно он построил первую рабочую модель летающей машины. Это именно Михаил Васильевич, вопреки мнению практически всего научного мира того времени о невозможности полетов на подобных машинах, взлетел на ней. И это именно Ломоносов использовал в своем изобретении так называемый «архимедов» винт, в то время как его еще даже не применяли на кораблях и лодках в море.
Возможно, будь Ломоносов не таким занятым человеком, не посвяти он себя многим наукам, он бы довел свое изобретение до совершенства, и мир бы назвал первым создателем прообраза вертолета не Пауктона, а Михаила Васильевича. Но Ломоносов выбрал для себя другую, более интересную для него самого стихию. Но даже в воздухоплавании, которым он не занимался всерьез и которое досконально не изучал, Ломоносов достиг небывалых высот, сделал самый настоящий прорыв. Прорыв, который, как обычно, был забыт, а все лавры достались совсем другим людям.
От Автора:
Понравилась статья Жми палец вверх и подписывайся на наш канал
Если Вам есть что добавить не стесняйтесь пишите в комментариях!
Другие наши статьи о великих ученых прошлого