Святого Себастьяна называют самым обнажённым мужчиной в истории искусства и гей-иконой. Как такое приключилось с римским легионером, и как его изображали художники эпохи Ренессанса и Барокко, сюрреалисты и постмодернисты? В этой статье я собрала для вас 70 картин, 15 графических работ, 5 фотографий и 1 скульптуру.
Итак, Себастьян родился в третьем веке нашей эры в Милане и прожил меньше Христа – на момент казни ему было около 30 лет. Будучи начальником преторианской стражи при императоре Диоклетиане, Себастьян тайно исповедовал христианство. Когда об этом стало известно, он отказался предать веру, за что и был расстрелян из луков. Самое интересное началось после.
Первая казнь
Хотя Себастьяна немилосердно расстреляли с близкого расстояния, внутренние органы чудесным образом остались невредимыми. Палачи бросили его истекающее кровью тело, ошибочно полагая, что он мёртв.
Сцена расстрела особенно привлекала художников, начиная с XV века. В двух галереях ниже я собрала 16 картин, 11 графических работ, одну скульптуру и одну икону от XV до XXI века, чтобы показать, как эволюционировала эта сцена: со временем, в ней появлялось всё больше драматизма – и больше чувственности.
В конце XVI века на смену индифферентному к стрелам святому пришёл страдающий, а то и умирающий юноша. А вскоре после эротизм начал вытеснять духовное содержание – просто посмотрите на работу Гвидо Рени (слайд № 3 в галерее ниже).
Однако не все отдавали предпочтение сцене расстрела – в XV-XVII веках пользовались популярностью портреты в образе святых покровителей, и Себастьян не стал исключением. Раньше я уже писала о портрете девушки в образе святой Агаты с отрезанными грудями на блюдечке и об автопортрете Артемизии в роли святой Катерины, а здесь собрала статных юношей со стрелами святого Себастьяна. Исключение составляет греческая икона – это, очевидно, не портрет, а канонический образ мученика.
Часто святого Себастьяна изображали не одного – как мученик, пребывающий ныне в царствии небесном, он может сопровождать деву Марию с младенцем, свидетельствовать распятие Христа или просто стоять в общем ряду святых на одной из створок полиптиха.
Обратите внимание на картину Беллини (четвёртая в галерее выше): здесь из тела Себастьяна даже не торчат стрелы, и узнать его можно только по ангельской внешности и юному возрасту. Но позвольте, ведь он был воином тридцати лет! Дело в том, что в отличие от греков, римляне брили бороды, и именно гладкости кожи Себастьян обязан тем, что со временем его изображали всё более и более юным.
Чудесное спасение
В пользу историчности жития св. Себастьяна говорит тот факт, что оно не изобилует чудесами: он свят не потому, что воскрешал из мёртвых, ходил по воде или разговаривал с ангелами, а потому, что не отказался от веры под страхом смерти.
И всё же как объяснить то, что он выжил после расстрела? Некоторые художники списывали это на вмешательство высших сил: у одних мы видим, как ангелы отводят стрелы от внутренних органов, а у других – как те же ангелы распутывают верёвки и врачуют святого после казни.
Однако в действительности, согласно жизнеописанию святого, его спасла местная вдова Ирина со своей служанкой. Они исцелили Себастьяна, после чего он пришёл к Диоклетиану (уверенному, что тот давно мёртв) в подтверждение того, что именно за его верой правда: ведь Ирина его вылечила или ангелы, но, очевидно, что без божественного вмешательства не обошлось.
Вторая казнь
Дабы не оставить Себастьяну шансов спастись второй раз, Диоклетиан велел забить его дубинками и скинуть его тело в Cloaca Maxima – существующую до сих пор часть канализационной системы Рима, откуда его не достанут ни Ирина, ни ангелы. В отличие от первой казни, вторая совсем не вдохновляет художников (и их можно понять).
Защитник от чумы
Как это часто бывает со святыми, не так важны прижизненные чудеса Себастьяна (кроме исцеления после первой казни, их и не было), как посмертные. Хотя его тело сбросили в клоаку, его нашла и похоронила матрона Луцина: святой явился ей во сне в ночь после гибели и сообщил, где его искать.
В 680 году, спустя пару столетий после смерти, Себастьян спас от чумы Павию – эпидемия закончилась после того, как в город привезли мощи святого, а в церкви Сан-Пьетро ин Винколи ему посвятили алтарь. В некотором роде, такой поворот событий вполне объясним: чуму приносят стрелы Аполлона, и кому как не выжившему после расстрела из луков от неё защищать.
Секс-символ
И напоследок несколько современных трактовок образа святого Себастьяна. Как вы уже убедились, ещё в XVI веке в образе святого многих художников привлекала не столько одухотворённость, сколько физическая красота и нагота.
И не только художников: Джорджо Вазари сетовал, что прихожанок монастыря Сан-Марко во Флоренции так манило изображение святого Себастьяна, что его пришлось убрать с глаз долой – дабы не ввергать в пучину греха правоверных католичек. В общем, то, что в XX веке именно Себастьяну выпала честь примкнуть к гей-движению, вполне закономерно.
Напишите в комментариях, какое изображение святого Себастьяна запомнилось вам больше всего и почему!