Найти тему
Зарина Асфари об искусстве

Как образ святого Себастьяна менялся в искусстве. Изучаем 91 картину за 549 лет

Оглавление

Святого Себастьяна называют самым обнажённым мужчиной в истории искусства и гей-иконой. Как такое приключилось с римским легионером, и как его изображали художники эпохи Ренессанса и Барокко, сюрреалисты и постмодернисты? В этой статье я собрала для вас 70 картин, 15 графических работ, 5 фотографий и 1 скульптуру.

Итак, Себастьян родился в третьем веке нашей эры в Милане и прожил меньше Христа – на момент казни ему было около 30 лет. Будучи начальником преторианской стражи при императоре Диоклетиане, Себастьян тайно исповедовал христианство. Когда об этом стало известно, он отказался предать веру, за что и был расстрелян из луков. Самое интересное началось после.

Антонис ван Дейк. 1. "Святой Себастьян, обречённый на мученичество". 1621. 230 х 163,3 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. 2. "Святой Себастьян". 1623. 189,2 х 144,1 см. Художественный музей Крайслер, Норфолк
Антонис ван Дейк. 1. "Святой Себастьян, обречённый на мученичество". 1621. 230 х 163,3 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. 2. "Святой Себастьян". 1623. 189,2 х 144,1 см. Художественный музей Крайслер, Норфолк

Первая казнь

Хотя Себастьяна немилосердно расстреляли с близкого расстояния, внутренние органы чудесным образом остались невредимыми. Палачи бросили его истекающее кровью тело, ошибочно полагая, что он мёртв.

Сцена расстрела особенно привлекала художников, начиная с XV века. В двух галереях ниже я собрала 16 картин, 11 графических работ, одну скульптуру и одну икону от XV до XXI века, чтобы показать, как эволюционировала эта сцена: со временем, в ней появлялось всё больше драматизма – и больше чувственности.

В конце XVI века на смену индифферентному к стрелам святому пришёл страдающий, а то и умирающий юноша. А вскоре после эротизм начал вытеснять духовное содержание – просто посмотрите на работу Гвидо Рени (слайд № 3 в галерее ниже).

Однако не все отдавали предпочтение сцене расстрела – в XV-XVII веках пользовались популярностью портреты в образе святых покровителей, и Себастьян не стал исключением. Раньше я уже писала о портрете девушки в образе святой Агаты с отрезанными грудями на блюдечке и об автопортрете Артемизии в роли святой Катерины, а здесь собрала статных юношей со стрелами святого Себастьяна. Исключение составляет греческая икона – это, очевидно, не портрет, а канонический образ мученика.

Часто святого Себастьяна изображали не одного – как мученик, пребывающий ныне в царствии небесном, он может сопровождать деву Марию с младенцем, свидетельствовать распятие Христа или просто стоять в общем ряду святых на одной из створок полиптиха.

Обратите внимание на картину Беллини (четвёртая в галерее выше): здесь из тела Себастьяна даже не торчат стрелы, и узнать его можно только по ангельской внешности и юному возрасту. Но позвольте, ведь он был воином тридцати лет! Дело в том, что в отличие от греков, римляне брили бороды, и именно гладкости кожи Себастьян обязан тем, что со временем его изображали всё более и более юным.

Чудесное спасение

В пользу историчности жития св. Себастьяна говорит тот факт, что оно не изобилует чудесами: он свят не потому, что воскрешал из мёртвых, ходил по воде или разговаривал с ангелами, а потому, что не отказался от веры под страхом смерти.

И всё же как объяснить то, что он выжил после расстрела? Некоторые художники списывали это на вмешательство высших сил: у одних мы видим, как ангелы отводят стрелы от внутренних органов, а у других – как те же ангелы распутывают верёвки и врачуют святого после казни.

Однако в действительности, согласно жизнеописанию святого, его спасла местная вдова Ирина со своей служанкой. Они исцелили Себастьяна, после чего он пришёл к Диоклетиану (уверенному, что тот давно мёртв) в подтверждение того, что именно за его верой правда: ведь Ирина его вылечила или ангелы, но, очевидно, что без божественного вмешательства не обошлось.

Вторая казнь

Дабы не оставить Себастьяну шансов спастись второй раз, Диоклетиан велел забить его дубинками и скинуть его тело в Cloaca Maxima – существующую до сих пор часть канализационной системы Рима, откуда его не достанут ни Ирина, ни ангелы. В отличие от первой казни, вторая совсем не вдохновляет художников (и их можно понять).

Лодовико Карраччи. "Святой Себастьян, брошенный в Клоаку Максиму". 1612. 167 х 233 см. Музей Гетти, Лос-Анджелес
Лодовико Карраччи. "Святой Себастьян, брошенный в Клоаку Максиму". 1612. 167 х 233 см. Музей Гетти, Лос-Анджелес

Защитник от чумы

Как это часто бывает со святыми, не так важны прижизненные чудеса Себастьяна (кроме исцеления после первой казни, их и не было), как посмертные. Хотя его тело сбросили в клоаку, его нашла и похоронила матрона Луци­на: святой явился ей во сне в ночь после гибели и сообщил, где его искать.

В 680 году, спустя пару столетий после смерти, Себастьян спас от чумы Павию – эпидемия закончилась после того, как в город привезли мощи святого, а в церкви Сан-Пьетро ин Винколи ему посвятили алтарь. В некотором роде, такой поворот событий вполне объясним: чуму приносят стрелы Аполлона, и кому как не выжившему после расстрела из луков от неё защищать.

Йос Лиферинкс. "Заступничество святого Себастьяна". 1497-1499. Художественный музей Уолтерс, Маунт-Вернон
Йос Лиферинкс. "Заступничество святого Себастьяна". 1497-1499. Художественный музей Уолтерс, Маунт-Вернон

Секс-символ

И напоследок несколько современных трактовок образа святого Себастьяна. Как вы уже убедились, ещё в XVI веке в образе святого многих художников привлекала не столько одухотворённость, сколько физическая красота и нагота.

И не только художников: Джорджо Вазари сетовал, что прихожанок монастыря Сан-Марко во Флоренции так манило изображение святого Себастьяна, что его пришлось убрать с глаз долой – дабы не ввергать в пучину греха правоверных католичек. В общем, то, что в XX веке именно Себастьяну выпала честь примкнуть к гей-движению, вполне закономерно.

Напишите в комментариях, какое изображение святого Себастьяна запомнилось вам больше всего и почему!