Взаимосвязь физической активности и работы головного мозга
В цифровую эпоху, сменившую индустриальную, жизненный уклад и процесс труда сильно изменились. Упростились и сократились многие повседневные действия. Всё меньше профессий требует приложения физических навыков и сил. Наибольшим спросом пользуются специальности умственного труда, преимущественно – в сфере искусственного интеллекта. Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий многие учатся и работают из дома, что вынуждает вести сидячий образ жизни и изо дня в день монотонно манипулировать компьютерной мышью или смартфоном.
А ведь от физической активности зависит работа всех внутренних систем и органов, а также психическое состояние человека. Например, значительная часть структур головного мозга занята планированием и осуществлением движений.
Почему умственное развитие ребёнка зависит от овладения мелкой моторикой?
У детей первый ключевой этап в формировании умственных способностей, точных, координированных движений – развитие мелкой моторики рук. Её стимуляция позволяет активизировать процессы практически во всех отделах головного мозга, тем самым ускоряя передачи нервного импульса, улучшая кровообращение и питание тканей.
В ходе исследований учёные института физиологии детей и подростков Академии Педагогических Наук (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) выявили, что дети со скованными движениями неумелых пальцев испытывают проблемы с речью и отстают в психомоторном развитии.
Причина в том, что моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев. Именно поэтому, стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Развивая руку ребёнка, мы тренируем также способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению. Воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть развиваем эмоционально-волевую сферу ребёнка.
По развитию моторики ребёнка судят о его готовности к обучению в школе: способен ли он научиться писать, обладает ли достаточным уровнем интеллекта и его остротой, может ли быстро воспринимать и запоминать информацию, имеет ли развитое для своего возраста логическое мышление.
С какого возраста и как развивать мелкую моторику у детей?
Лучшее время, чтобы начать развитие мелкой моторики – период с года до трёх лет. В этот отрезок времени руки служат для малыша главным инструментом изучения и взаимодействия с окружающим миром.
У детей дошкольного возраста развитие мелкой моторики происходит в форме пальчиковой гимнастики, специальных игр, а также занятий рисованием, лепкой, аппликацией или выкладыванием мозаики. По мере взросления ребёнка используются наборы для творчества, конструкторы, состоящие из мелких деталей, специальные тренажёры и приспособления.
Общие правила проведения занятий по развитию мелкой моторики
- Занятия должны быть только совместными в силу необходимости соблюдения мер безопасности и точного выполнения движений.
- Принципиально важно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие. Заставлять ребёнка заниматься неэффективно, поскольку развитие умелости рук предполагает определённую степень зрелости мозговых структур.
- Упражнения должны выполняться регулярно, но недолго, так как внимание и интерес ребёнка быстро иссякают.
- ·Ребёнку нужно предложить простую, короткую, точную инструкцию, которую полезно повторять в процессе выполнения упражнений.
- Проведение моторных действий с предметами должно быть не только на специальных занятиях (физкультура, физминутки, сюжетные игры, вышивка и т.п.), но и на занятиях интеллектуального цикла (например, математика, ознакомление с окружающим миром).
Хотя формирование мелкой моторики – длительный кропотливый поэтапный процесс, от овладения ей напрямую зависит качество жизни наших детей.
Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!