Найти тему
Adept. Образование

Почему «цифровым» детям важно развивать мелкую моторику?

Оглавление

Взаимосвязь физической активности и работы головного мозга

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

В цифровую эпоху, сменившую индустриальную, жизненный уклад и процесс труда сильно изменились. Упростились и сократились многие повседневные действия. Всё меньше профессий требует приложения физических навыков и сил. Наибольшим спросом пользуются специальности умственного труда, преимущественно – в сфере искусственного интеллекта. Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий многие учатся и работают из дома, что вынуждает вести сидячий образ жизни и изо дня в день монотонно манипулировать компьютерной мышью или смартфоном.

А ведь от физической активности зависит работа всех внутренних систем и органов, а также психическое состояние человека. Например, значительная часть структур головного мозга занята планированием и осуществлением движений.

Почему умственное развитие ребёнка зависит от овладения мелкой моторикой?

У детей первый ключевой этап в формировании умственных способностей, точных, координированных движений – развитие мелкой моторики рук. Её стимуляция позволяет активизировать процессы практически во всех отделах головного мозга, тем самым ускоряя передачи нервного импульса, улучшая кровообращение и питание тканей.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

В ходе исследований учёные института физиологии детей и подростков Академии Педагогических Наук (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) выявили, что дети со скованными движениями неумелых пальцев испытывают проблемы с речью и отстают в психомоторном развитии.

Причина в том, что моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев. Именно поэтому, стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Развивая руку ребёнка, мы тренируем также способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению. Воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть развиваем эмоционально-волевую сферу ребёнка.

По развитию моторики ребёнка судят о его готовности к обучению в школе: способен ли он научиться писать, обладает ли достаточным уровнем интеллекта и его остротой, может ли быстро воспринимать и запоминать информацию, имеет ли развитое для своего возраста логическое мышление.

С какого возраста и как развивать мелкую моторику у детей?

 Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Лучшее время, чтобы начать развитие мелкой моторики – период с года до трёх лет. В этот отрезок времени руки служат для малыша главным инструментом изучения и взаимодействия с окружающим миром.

У детей дошкольного возраста развитие мелкой моторики происходит в форме пальчиковой гимнастики, специальных игр, а также занятий рисованием, лепкой, аппликацией или выкладыванием мозаики. По мере взросления ребёнка используются наборы для творчества, конструкторы, состоящие из мелких деталей, специальные тренажёры и приспособления.

Общие правила проведения занятий по развитию мелкой моторики

  1. Занятия должны быть только совместными в силу необходимости соблюдения мер безопасности и точного выполнения движений.
  2. Принципиально важно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие. Заставлять ребёнка заниматься неэффективно, поскольку развитие умелости рук предполагает определённую степень зрелости мозговых структур.
  3. Упражнения должны выполняться регулярно, но недолго, так как внимание и интерес ребёнка быстро иссякают.
  4. ·Ребёнку нужно предложить простую, короткую, точную инструкцию, которую полезно повторять в процессе выполнения упражнений.
  5. Проведение моторных действий с предметами должно быть не только на специальных занятиях (физкультура, физминутки, сюжетные игры, вышивка и т.п.), но и на занятиях интеллектуального цикла (например, математика, ознакомление с окружающим миром).

Хотя формирование мелкой моторики – длительный кропотливый поэтапный процесс, от овладения ей напрямую зависит качество жизни наших детей.

Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!