Найти тему
В городе Жить

Флот, поэзия и “Сектор газа”. Едем в Воронеж.

“Вы не подскажите, как проехать в Воронеж” — говорил герой рисованного советского мультфильма. История котенка с улицы Лизюкова, мечтавшего стать похожим на такого зверя, которого бы все боялись, известна всем. Волей судьбы Василий стал негласным символом столицы Черноземья. Именно с именем этого несуразного котенка ассоциируется у большинства россиян Воронеж.

На набережной Воронежа
На набережной Воронежа

Горожане поначалу стеснялись такой несерьезной рекламы. Однако со временем воронежцы смекнули, что рисованный котенок вполне может стать брендом. Дабы восстановить историческую справедливость, в декабре 2003 года перед входом бывшего кинотеатра “Мир” на улице генерала Лизюкова открылся памятник котенку Василию. Открытки, тарелки, постеры с изображением мультгероя — главный сувенир, который увозят с собой гости Воронежа. В городе даже существует примета: если дотронуться до левой лапки именитого кота, то обязательно исполнится любое желание.

Тот самый котенок с улицы Лизюкова
Тот самый котенок с улицы Лизюкова

Возродившийся из руин

Изображения с памятником знаменитому котенку Василию в Воронеже повсюду — на баннерах, в путеводителях, на сувенирной продукции, продающихся в бесчисленных торговых палатках на центральных улицах города. Однако за восемь месяцев проживания здесь воочию легендарную скульптуру мне удалось увидеть только один раз. В сентябре. И то мельком. Из кузова армейского КамАЗа. На улице Лизюкова мы, военнослужащие одной из воронежских войсковых частей, оказались случайно. Помогали перевозить мебель офицеру.

Первое же мое знакомство со столицей Черноземья началось в прошлом году. Поезд “Москва — Воронеж” привез меня и двух солдат к новому месту службы. Путь от железнодорожного вокзала до войсковой части оставил неоднозначные впечатления. Доминирующая малоэтажная застройка в центре города. Многочисленные Т-образные перекрестки. Петляющие улицы. В сознании все это превращало областную столицу в лабиринт. Через двадцать минут маршрутка доставила нас на улицу Краснознаменную.

— Казарма, в которой вы будете жить, имеет сложную судьбу, — начал наше знакомство с Воронежем подполковник Требунский. — Она построена в 1914 году. В годы Великой Отечественной была частично разрушена. В послевоенное время восстановлена. К слову, соседство дореволюционной кирпичной кладки с более поздней можно заметить на многих строениях части.

Великая Отечественная постучалась в двери воронежцев летом 1942 года. 212 дней и ночей линия фронта рассекала город надвое. На улицах Воронежа развернулись ожесточенные бои. А когда война откатилась на запад, крупный некогда областной центр практически исчез. Более 90 процентов зданий и сооружений были разрушены и сожжены. Изувеченным и разграбленным увидели Воронеж воины 60-й армии, освободившей областную столицу от захватчиков 25 января 1943 года.

На пересечении улиц 45-й Стрелковой дивизии и Транспортной можно увидеть полуразрушенную ротонду областной больницы, взорванной во время Великой Отечественной.
На пересечении улиц 45-й Стрелковой дивизии и Транспортной можно увидеть полуразрушенную ротонду областной больницы, взорванной во время Великой Отечественной.

Следы войны давно стерлись. Только на пересечении улиц 45-й Стрелковой дивизии и Транспортной можно увидеть полуразрушенную ротонду областной больницы, взорванной во время Великой Отечественной. Это, пожалуй, единственное оставшееся свидетельство фашистской оккупации. Куда больше в городе памятных мест, посвященных славе советских воинов-победителей. Мемориальный комплекс: памятник, вечный огонь и стела с орденом Отечественной войны первой степени — на площади Победы. На пересечении Московского проспекта и улицы Хользунова находятся памятник Славы и мемориал на братской могиле воинов Советской Армии, погибших в боях за Воронеж в 1942—1943 годах. Многочисленные улицы, проспекты и площади носят имена солдат и офицеров, положивших самое дорогое — жизнь на алтарь свободы. Одна из магистралей города названа в честь героев-сибиряков.

Стойкость, проявленная защитниками столицы Черноземья во время оккупации немецкими войсками, заслуженно оценена современниками. В 2008 году Воронежу присвоено почетное звание “Город воинской славы”. Именно на воронежском заводе имени Коминтерна через несколько дней после начала кровопролитной войны завершилась сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, впоследствии получивших прозвище “катюша”.

Интересно, что Воронеж является родиной воздушно-десантных войск. Здесь 2 августа 1930 года на военных учениях была осуществлена первая высадка парашютного подразделения, состоящего из 12 человек. На здании бывшего штаба установлена мемориальная доска, увековечивающая память об этом дне.

Забытый отец флота русского

Гуляя по проспекту Революции, вы непременно наткнетесь на памятник Петру Первому. Петровский сквер — излюбленное место отдыха воронежцев и обязательный пункт остановки свадебных кортежей. Парк имеет довольно-таки интересную композицию. В центре его на высоком пьедестале, облицованном гранитной плиткой, стоит бронзовая фигура царя-реформатора. Правой рукой царь опирается на огромный якорь — символ начала строительства русского военного флота. Левая рука Петра Великого поднята вверх. На царе великолепный камзол, сшитый на западноевропейский манер, высокие ботфорты, к поясу прикреплена сабля. Вокруг памятника разбит небольшой сквер, где растут клен, каштан и черная сосна. От монумента лучами расходятся пешеходные дорожки. Поперечная ось сквера подчеркнута фонтаном. Невысокая ограда облицована гранитом, вдоль ее восточной стороны установлены чугунные пушки.

Памятник Петру I в Воронеже
Памятник Петру I в Воронеже

Бронзовый Петр, установленный в 1860 году на общественные пожертвования, во время немецкой оккупации был вывезен в Германию для переплавки. Только в 1956 году монумент вернулся на свое исконное место. Московский скульптор Николай Гаврилов восстановил памятник по фотографиям и описаниям, сохранил его высоту и композицию. Однако были изменены некоторые детали, в частности Петр I изображен молодым, каким он приезжал в Воронеж, а не в зрелом возрасте, как первоначально.

Интерес горожан к фигуре Петра I не случаен. Благодаря самодержцу в конце XVII - начале XVIII веков Воронеж превратился в крупный промышленный центр.

“С 1696-го по 1722 год Петр I посещал Воронеж 13 раз, проведя в городе более 500 дней, — посчитал в своей книге “Воронежская мозаика” краевед Евгений Пульвер. — Город становился фактически столицей России. В это время в Воронежском адмиралтействе построено около 215 кораблей для первого в истории России регулярного военно-морского флота, благодаря которому удалось завоевать крепость Азов, а впоследствии подписать мирный договор с Турцией для начала войны со Швецией. Интересен документ, согласно которому все корабельные лесные массивы у реки Воронеж царь приказал отобрать, а самовольные вырубки дуба и осины запретил под страхом смертной казни”.

На борту галеры “Принципиум”, собранной в Воронеже, Петр I по пути в Азов подписал “Устав по галерам”, который можно рассматривать как первый военно-морской устав России. “В Воронеже построили и торжественно спустили на воду первый линейный корабль “Гото Предестинация” (“Божье Предведение”), на котором был поднят трехцветный Андреевский флаг, освященный в Адмиралтейской церкви.

К слову, практически все следы зарождения российского флота сегодня стерты с лица земли. Большинство исторических сооружений уничтожены пожаром 1748-го, а также в годы Великой Отечественной войны. Что не тронула стихия, поглотила вода. В 70-е годы прошлого века на реке Воронеж, которая изрядно обмелела, сделали водохранилище.

Взор гуляющих по центральной городской набережной непременно привлекает полуразрушенная церковь. Она приютилась у самой кромки рукотворного моря. Успенский Адмиралтейский храм — одно из самых древних и самое примечательное по своей исторической судьбе культовое сооружение области. Точное время его закладки не установлено, однако краеведы предполагают, что это произошло в первые два десятилетия существования крепости Воронежа. Город старше Красноярска почти на пятьдесят лет.

В архитектуре Успенской церкви явно влияние средневекового зодчества Руси, оно отчетливо проявляется в высоком квадратном нефе, увенчаном пятью главами. Это и есть самая старая часть церкви, трапезная и колокольня появились позже. Однако для истории Успенская церковь интересна не только старинной архитектурой.

Дело в том, что это единственный сохранившийся памятник, связанный с кораблестроением в Воронеже. По указу Петра Великого близ Успенского монастыря выросла Немецкая слобода, на острове было возведено адмиралтейство, включавшее в себя цитадель (крепость), каменный цейхгауз и “парусный двор”. Поблизости построили дворец царя, дома его сподвижников: Меншикова, Апраксина, Головина, Зотова. По обе стороны монастыря тянулась верфь.

Успенский Адмиралтейский храм
Успенский Адмиралтейский храм

В годы Советской власти в церкви располагался архив, потом здание отдали краеведческому музею. В 1970-м музейщики начали реставрацию, но надеждам на возрождение церкви не суждено было сбыться: в апреле 1972 года произошло затопление чаши водохранилища. При этом никакие защитные меры для предотвращения подтопления церкви не были предприняты. В 1973-м еще продолжали подновлять кирпичную кладку, а здание уже окружала вода. Сегодня спасением Успенского Адмиралтейского храма озадачен весь почти миллионный город. Разработан проект подъема церкви на два-три метра и подведения под нее бетонного фундамента с гидроизоляцией. Какие-то средства ежегодно выделяют Министерство культуры и областная администрация. Свою лепту в восстановление святыни вносят и воронежцы: приметой городского пейзажа стали копилка, плакаты, посвященные истории храма, и добровольные сборщики с мегафоном в руках.

К слову, о памятниках рукотворных. На бетонной опоре среди волн Воронежского водохранилища у Вогрэсовского моста в виде памятника стоит макет судна “Меркурий”. Это один из первых кораблей, построенных на воронежской верфи.

Индустриально-аграрный провинциал

Для нас, военнослужащих-срочников, Воронеж был интересен и как родина легендарной российской рок-группы “Сектор газа”. Знаменитые песни “Пора домой” и “Демобилизация” до сих пор являются хитами не только среди людей в погонах. Передвигаясь по левому берегу областной столицы, понимаешь, откуда музыкальный коллектив взял свое название. Воздух индустриального левобережного района Воронежа регулярно отравляют выбросы многочисленных заводов. Так и просится на язык аналогия с красноярским правобережьем.

Юрий Клинских (взявший себе псевдоним Хой), лидер группы “Сектор газа”, вышел из среды напоминающих гетто рабочих кварталов с присущей им неразвитостью и насилием, которые в песнях “Сектора” облекаются в пародийно-ироничную форму. Эти тексты содержат большое количество жаргонной и нецензурной лексики, а их персонажи заняты повседневными проблемами — с кем выпить, с кем переспать, чем заняться потом. Большой пласт творчества Клинских посвящен теме загробной жизни. Сюжеты этих песен с теми же незатейливыми героями, как правило, развиваются в сельской местности и похожи на карикатуру, русский лубок. Именно своей необычной образной фольклорностью они завоевали популярность у многих россиян.

Могила Юрия Клинских — культовое место для поклонников российского андеграунда. На стене Хоя оставлены отзывы почитателей творчества воронежского рок-коллектива со всех уголков России. У могилы лидера “Сектора газа” ежедневно собираются те, кто не может жить без песен этого музыканта. Поют хиты, вспоминают их автора. “Хой не умер, а вышел покурить” — уверены многие поклонники Клинских.

Каменный мост на ул. К. Маркса - один из символов Воронежа
Каменный мост на ул. К. Маркса - один из символов Воронежа

Воронеж, как и любой другой город, гордится своими знаменитыми земляками. Областной центр прежде всего родина Алексея Кольцова и Ивана Никитина, замечательных русских поэтов, чьи песни звучат вот уже много десятилетий на разных языках, чье творчество вызывает восхищение и глубокую признательность. Эти имена — примета города. В Воронеже жил и работал автор “Белого Бима Черное ухо” Троепольский, родился и много лет прожил писатель Андрей Платонов, повели детские годы Бунин и Маршак. Трудно представить себе цирковое искусство без Анатолия Дурова, чье имя также прочно вошло в биографию столицы Черноземья.

Заслуживает внимание воронежский Литературный некрополь, торжественное открытые которого состоялось в октябре прошлого года. Масштабные работы на территории мемориального комплекса ведутся впервые с 1972 года, когда на месте снесенного кладбища началось строительство цирка. Оставшиеся тогда шесть могил — поэта Алексея Кольцова и его родственников, а также надгробие поэта Ивана Никитина и стали литературным некрополем.

На приведение шести памятников в божеский вид потрачено три миллиона рублей. Эти немалые деньги ушли на восстановление утраченных элементов и надписей на установку нового ограждения и фонарей. Стены некрополя облицевали гранитом двух цветов, вокруг надгробий уложили тротуарную плитку и разбили современные газоны.

Литературный некрополь
Литературный некрополь

Кстати, нельзя не сказать о культуре проведения массовых праздников. Воронеж нам запомнился своей… антиалкогольной кампанией. В День молодежи в центре города в местах торжеств элементарно нельзя было купить даже пиво. Витрины магазинов, павильонов и торговых палаток встречали покупателей кратким и лаконичным объявлением “Алкогольные напитки не продаем”, хотя ассортимент с прилавков никуда не делся. В поисках слабого звена мы обошли с десяток павильонов, и везде слышали твердое “нет” на свое предложение продать нам бутылочку-другую пенного напитка…

В отличие от большинства городов европейской части России Воронежу на протяжении всей своей истории удается избегать печальной участи пребывания в тени. И это неудивительно. Он стоит на ветрах, на перекрестках важнейших дорог. Через Воронежскую область идут все дороги с севера на юг и с запада, прежде всего с Украины, на восток Европейской России.

В облике и характере Воронежа запечатлены и типичные, присущие всем русским городам этого края, и сугубо индивидуальные черты, отличающие его от других.

В этом городе прошлое сливается с настоящим. Давняя история — с современностью. И при этом новое ничуть не противоречит старому. Они лишь оттеняют друг друга. Старинный монумент или особняк выигрывают от соседства со зданиями современной архитектуры, наглядно показывая смену эпох. Отразившись в памятниках, названиях, достопримечательностях, время становится зримым.

Текст и фото Андрей Мужщинский

Опубликовано в красноярской газете "Городские новости" №58 от 23 апреля 2010 года.