Найти тему
Мария Гюнтер

Целительная сила надежды

Надежда как чувство часто недооценивается, если не сказать обесценивается вовсе. Кажется, пропагандируемое в современном мире сильное Эго должно и вовсе обходиться без такого пережитка блаженного прошлого. Разве не героическое современное сознание? Но мы забываем, что слово "герой" в числе прочего означает "мертвец". Мертвый не имеет надежды. В этом месте не могла согласиться с глубоко уважаемым мной философом ХХв. М.К. Мамардашвили, что от надежды необходимо избавиться. Повторюсь, существование без надежды в теории свойственно героическому мифу.

Напомню, что симпатичная надпись "Оставь надежду всяк сюда входящий" была написана на входе Дантовского Ада.

У.Блейк, Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, 1824-1827гг
У.Блейк, Иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, 1824-1827гг

Но если мы будем следовать христианскому богословию, Христос сломал печати Ада и теперь, по мысли К.Льюиса, последний может быть запечатан человеком только изнутри (по личному желанию).

«Сошествие во ад», Дионисий. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Сошествие во ад», Дионисий. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Состояние без надежды равно аду - здесь и сейчас. Нужно ли это доказывать тому, кто переживал черную ночь души, кто проходил через плавание в темном море? Кто испытывал радость тонкого сияющего луча надежды, пробивающегося сквозь тьму?

К.Юнг замечал однажды, что человек не может передать другому имеющийся у него опыт и никто не может отнять таковой у него. В части эмпирии имеет значение лишь пережил или не пережил. И, пожалуй, это особенно ясно в области мистического опыта, под которым можно понимать особенное глубокое переживание мира, момента как встречи с Другим - в аналитической психологии мы говорим о Самости и исключительно содержании психологического опыта.

На мой взгляд, крайне важным и ценным является появление у человека надежды (и мечты). Кто-то из психологов заметил, что в депрессии человек не мечтает, так что можно говорить о первых ласточках исцеления, когда у человека появляется надежда. Надежда, что дальше жизнь возможна. Вспоминаю последнюю гравюру Розариума: что довелось пережить изображенному на ней и какую надежду несет он как символ, вставая из гроба?

Rosarium Philosophorum, гравюра 20.
Rosarium Philosophorum, гравюра 20.

Какова природа надежды? Если мы посмотрим с юнгианской точки зрения, в этом чувстве сочетается здоровое самовосприятие Эго и признание роли Самости. Эго осознает ограничения, считается со своими ресурсами, учитывает свое наличное положение - оно стоит крепко на земле и понимает, что не все может контролировать, не всем руководить, и есть области, в которых происходящее зависит не от него. В них оно уповает на Самость, ее благую часть. Я использую термины аналитической психологии, потому что говорю о психической реальности, а не каком-то конкретном религиозном направлении. Эго не может нести весь объем психики, оно лишь ее небольшая часть. И здесь геройство ни к чему. Наш центр сознания вполне может испытывать трудности под гнетом возложенных на него функций. И в трудную минуту ему необходимо часть объема делегировать другой структуре, способной его держать. Действенная ось Эго-Самости предполагает взаимоуважительное сотрудничество: Эго обращается к Самости, энергии Самости поддерживают работу Эго. Надежда, таким образом, представляет собой энергию "между", пространство уважения и сотрудничества названных структур.

"Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.

Только Он – твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь".

(Псалом 61)

Можно заметить также, что надежда является тонким предвидением, предзнанием, предчувствованием благодатного и искупляющего, что лежит за пределами страданий. Если мы вернемся к "Божественной комедии" Данте, заметим, что именно образ Беатриче вдохновляет лирического героя на путешествие по Аду, за пределами которого он сможет вновь встретить свою возлюбленную. В начале II Песни он полон сомнений, не считает себя способным на такой путь, но его проводник Вергилий свидетельствует, что был послан прекрасной Беатриче, чтобы спасти Данте. Герой получает надежду, надежда вспыхивает в его сердце и он может отправиться в путь по зловещему месту.

-4

Мы можем предположить, что чаемое уже содержится в нас, но мы не можем найти к нему иного доступа кроме, как через проецирование вовне, через надежду. Таким образом, надежда становится тонкой связью нашего Эго с нашим богатством, нашей силой, нашим ресурсом (источник которых в Самости). Потому появление надежды у человека есть благоприятный признак, он означает, что тропинка к сокрытому глубоко внутри световому ядру собственного существа прокладывается.

В заключение хочется поддержать тех, у кого в наступившем новом году появилась надежда, у кого сохранилась надежда. Это ценный тоненький лучик, способный оказаться спасительным канатом в непростых переживаниях жизни.