В самом начале статьи хочу рассказать о тех практических вещах, которые помогли лично мне в этом вопросе, а потом уже расскажу о произошедших недавно ситуациях.
Если вы работаете с близкими вам людьми (любые люди, с которыми не получается соблюдать привычную дистанцию клиент-мастер), то самой главной ошибкой будет "делать скидку". Имеются в виду не финансы, тут на ваше усмотрение. Имеется в виду послабление в отлаженной системе работы. Все ваши правила, установленные для комфортной работы с клиентами, должны беспрекословно исполняться с родственниками и друзьями. И совершенно неважно, что они думают на этот счет. Это та самая граница, которую стоит обозначить с самого начала, чтобы ваше сотрудничество стало возможным. Что-то вроде: "Да, я с радостью с тобой поработаю, но предупрежу, что у меня четкие условия и они одинаковы для всех, включая тебя, если тебе все подходит, то погнали!"
О чем, собственно, речь?
Например, вы берете предоплату за свою работу и не возвращаете ее в случае последующего отказа клиента (ой я заболел, ой мне не с кем оставить ребенка, ой... и т.д.). С друга тоже надо брать предоплату, в том же самом установленном размере, а не так, что: "Ну это же друг, отдаст в день нашей работы". А потом друг срывается, и вы остаетесь и без суммы, на которую рассчитывали в глубине души, и на этот день вы уже никого не успеваете поставить, просто теряете время и ничего не зарабатываете. И осадок остается. Отразится он, в первую очередь, на ваших отношениях.
А бывает, что предоплата внесена, и друг срывается с назначенной даты или с совместной работы вообще и требует вернуть ему деньги. На правах дружбы, мол очень нужны. Этого делать нельзя. Вы можете дать ему в долг. Серьезно. Но предоплату вы ему возвращать не должны. И если он говорит, что вы поступаете не по-дружески, не входя в его положение, то стоит задуматься, а как воспринимал он вас изначально, если несмотря на предупреждения и четко оговоренные условия он все равно считает, что они яйца выеденного не стоят?
Идти на такие принципы сложно, да и не прогнуться под манипулирование, но именно совершая эти маленькие шаги, вы нарабатываете себе тот самый внутренний хребет, который позволит в будущем на автомате возводить вокруг него комфортные для вас личные границы и избавит от огромного количество принятых близко к сердцу подобных ситуаций, ну и от чувства вины, конечно же.
За последние несколько дней у меня было две подряд ситуации по работе с друзьями. И они совершенно о разном.
Я пригласила на съемку девочку-модель, с которой состояла не то что в дружеских, скорее приятельских отношениях. Мы виделись в реальности около 4-5 раз, были друг у друга в гостях и несколько раз фотографировались. Однако 5 встреч не делает нас супер-подружками, как вы понимаете. Я предложила ей очень экстремальную съемку. Сняться в авторском нижнем белье на фоне заснеженных елок. Она сразу согласилась. Специально под нее девушка дизайнер сшила несколько комплектов белья. Модель ездила на примерки. А потом накануне съемки началось то, про что я коротко говорю "мутить воду". "Ну я даже не знаю, а вдруг будет слишком холодно или ветрено, а вдруг я заболею на новый год. Во мне борются две личности, одна очень хочет пофоткаться, а другая думает, что же ты делаешь!". С человеческой точки зрения я ее прекрасно понимаю, волноваться за свое здоровье нормально и очень даже правильно. Однако взвешивать все "за" и "против" надо было, когда предложение поступило, а не когда сшиты все комплекты и подвязано несколько человек. В конце концов это, в первую очередь, рабочие, деловые отношения. Где люди объединяют свои усилия (а кто-то и вкладывается финансово) на благо общего результата.
В тот момент я поняла одну вещь, очень важную - незаменимых нет! Я чувствовала тревогу, ведь моя уверенность в этом человеке пошатнулась. Да, всё уже заточено под нее (казалось бы), однако может быть и такое, что она выйдет из машины и испугается сниматься. И что мы тогда с дизайнером там будем делать?
Я решила, что надо менять модель, не смотря ни на что. Записала голосовое сообщение про свое решение, а в ответ мне прилетела такая формулировка: "Ну я вообще-то поделилась с тобой своими переживаниями, как с другом!" Тут вроде как сквозят нотки обидки, что я ее не поняла и не поддержала. Но это и есть вся соль истории, то, зачем я вообще рассказываю об этой ситуации. Дело в том, что это классический пример (читай предыдущую статью), когда "друг" не понял, что теперь вы работаете вместе, и ты не просто друг, а, в первую очередь, организатор, инициатор (ответственный перед другими членами команды), фотограф и т.д. И есть моменты, в которых каждый должен вести себя настолько профессионально, насколько это возможно. Для себя я уяснила, что мои личные профессиональные границы, а также эмоциональное состояние страдают, когда я работаю с теми, кто не понимает или забывает, что мы не на девичнике, а на работе. И я искренне горжусь собой за волевое и непростое решение - не работать с этой подругой.
Мы завершили эту ситуацию без ссор и конфликтов, и это лучшее, что можно было сделать.
Спустя полмесяца моя лучшая подруга решила приехать в гости из другого города, и я вдруг подумала: "А почему бы не она?" Фигура должна была подойти под уже отшитое белье, драйва точно хватит, типаж просто супер.... И она соглашается. Приезжает, и все складывается идеально! Для меня это жизненное практическое подтверждение тому, что не нужно ни с кем мириться, терпеть, бороться. Если тебе некомфортно, и это невозможно изменить, убирай эту ситуацию из своей жизни совсем. Это не бегство, это здравый смысл. Ну и щепотка Лабковского, конечно.
Вторая история происходит на следующий съемочный день после зимнего леса. С той подругой, которая приехала в гости. Мы к этому дню уже прилично устали из-за недосыпа, вечных съемок и попыток успеть больше, чем возможно за 2 дня. Мы уже отсняли 4 сложных образа в одной студии и поехали в новую. Без перекусов и полноценного отдыха. Все были немного на взводе из-за усталости. За вторую студию мы заплатили прилично больше, однако в формате эксперимента решили не продумывать детально образы, мол все должно быть легко, только из-за этого мы не знали, что снимать, и творческой энергией никто не горел в тот момент. Поэтому импровизация была рисковой идеей, которая не оправдала себя.
До выхода из студии оставалось минут так 50, а это много. В другое время мы бы образа 3 спокойно успели снять за такой промежуток времени. И я, снимая подругу, понимаю, что это всё. Ничего не получается, потому что она раздражена, у нее закрываются глаза, она голодна, у нее усталый вид. Она не понимает, что я от нее хочу в кадре, а я возможно не могу ей этого нормально объяснить. И никогда раньше я не завершала так съемки, меня всегда душила финансовая жаба (ну мы же отдали деньги за этот час! Как это так мы просто уйдем), а также чувство незавершенности само по себе... Что это такое! Не отснято на максимум, ух?!
Причем тут личные границы?
Их начала нарушать моя подруга, когда несколько агрессивно говорила, что я не способна объяснить, что мне надо и т.д. А это неотъемлемая часть моей работы и напрямую относится к профессиональной самоценности. И дело шло к ссоре, прям откровенно туда и катилось. Однако взвесив и профессионально, и по-дружески ситуацию, я поняла, "что все должно быть легко" - это не про то, насколько подготовлены или не подготовлены образы. Это про то, что, если ты устала, команда устала, надо дать людям отдохнуть. Мы могли бы еще целых 50 минут иметь мозг друг другу, и неизвестно, чем бы это закончилось. Вместо этого на легком раздражении мы собрались, покинули зал, добрались на такси до дома, где от раздражения уже не осталось и следа. А затем поехали есть теплый и вкусный ужин в уютную кафешку. А дальше вполне себе зауютившаяся подруга отправилась на поезд с общими положительными впечатлениями от поездки. И это всё было очень верно.
Когда мы приехали домой, подруга сказала мне: "Мне жаль, что мы ничего там не отсняли в конце". Знаете... А мне не жаль. Вообще. Все вышло по нашим ресурсам, способностями и состоянию. И мы молодцы)
Что хотите, то и делайте со всей этой информацией)