Сегодня на ваш суд мы вынесем опыт одного отца-педагога, который нашел возможность «достучаться» до своей дочки-дошкольницы и привить ей правила безопасного и осмысленного поведения, не прибегая к наказаниям.
«Все началось, когда Настюше стукнуло три с половиной года: юная бунтарка перестала прислушиваться к требованиям взрослых, делала все назло, и вела себя так, словно в нее чёртик вселился.
Однажды она даже вырвала свою ладошку у меня из рук, чуть не попав при этом под проезжающий мимо автомобиль.
- Тут-то я и понял: все, пора всерьез заняться «границами дозволенного» и прекратить этот ежедневный праздник непослушания.
Всерьез задумавшись над инструментами, которые у меня были в руках, я напрочь отмел физические наказания, а решился на хитрость: мотивировать мою малышку ЗАХОТЕТЬ выполнять правила поведения.
Научить, а не наказать.
Вспомнив то, чему нас учили в пединституте, я решил действовать через ведущую деятельность для доченьки – игровую. Моей задачей стало - с помощью игры привить малышке «правильные» эмоциональные образы.
Только так у меня была возможность сформировать верные алгоритмы поведения у крохи.
6 шагов к цели
1. Старый мультфильм. В детстве мне очень нравился мультик про двух волшебников «Можно и нельзя». Его я и решил положить в основу своей системы.
Мультяшные чародеи в нем помогают главному герою не попасть в серьезный переплет и осмыслить границу дозволенного.
2. Перескажи! Наши дети смотрят анимацию, часто не осознавая увиденного.
- Пересмотрев мультфильм несколько раз, я стал просить доченьку пересказать то, что она сейчас увидела. И объяснить, почему же нельзя баловаться со спичечным коробком или нестись, сломя голову, по проезжей части.
3. Давай поиграем! После того, как мультфильм в очередной раз был пересмотрен, мы отправились в детскую, чтобы от души поиграть в собственное «Можно и нельзя!». Тут отлично пригодились куколки и плюшевые зверята.
- Роли непослушных героев выполнял я, а Насте отводилась роль критиков-волшебников, которые поучали и объясняли, почему именно нельзя так себя вести, и к чему приводят подобные шалости.
- Я изо всех сил старался нарушать существующие правила, а Настенька поучительным голосом волшебников направляла моих героев «на путь истинный» и даже ставила в угол.
Сама того не замечая, малышка принимала участие в педагогическом приеме под названием «Смена позиций» и видела себя со стороны.
В этот момент она не была маленькой девочкой, а высказывалась с позиции взрослого мудрого человека: игра и воспитание в одном флаконе.
Игры наши были очень эмоциональными: мне приходилось и «покапризничать», и «поогрызаться», но именно через эмоции можно донести самое большое количество информации ребенку в этом возрасте.
4. Система – наше все. На построение новых алгоритмов у нас ушло две недели систематических ежедневных игр. Только после этого можно было переходить на новый этап…
5. Закрепление. Теперь, когда теория была дана, можно было переходить к практике.
- Во время прогулок я стал задавать дочке стимулирующие вопросы: «Видишь, как грязно на площадке? Как ты считаешь, почему?».
- Она раздумывала и отвечала: «Какой-то невоспитанный человек мусор по площадке разбросал. Давай уберем, пап…».
Я не запугивал, не давил авторитетом, а просто давал ей возможность самой прийти к правильному ответу и решению.
6. Вместе веселее. Я был вынужден попросить всех близких, которые общались с моим ребенком, придерживаться подобной методики. Ведь для закрепления новой модели поведения очень важно, чтобы требования взрослых были одинаковыми.
- Позитивный сдвиг в поведении доченьки мы увидели уже в конце недели. Однако реальный устойчивый результат можно было наблюдать только через несколько месяцев.
Надеюсь, что кому-нибудь мой опыт будет полезен».