Найти в Дзене

Старый Новый год при Екатерине II был просто Новым годом – как его отмечали

Великая императрица Екатерина II превзошла всех своих предшественников в организации праздников. Она со свойственной ей мудростью вернула народу их исконные, самые важные календарные религиозные праздники, но придала им государственный официальный статус столичных торжеств. Праздники были призваны обличать пороки, восхвалять добродетель и славить наступивший «золотой век» России

Великая императрица Екатерина II превзошла всех своих предшественников в организации праздников. Она со свойственной ей мудростью вернула народу их исконные, самые важные календарные религиозные праздники, но придала им государственный официальный статус столичных торжеств. Праздники были призваны обличать пороки, восхвалять добродетель и славить наступивший «золотой век» России. К этим праздникам она приобщила все сословия, включая высшее – дворянство. Царица придавала праздникам театрально-интеллектуальный характер. В то время праздничная жизнь напоминала театральные подмостки с четким исполнением ролей и разыгрыванием сюжетов.

В царствование Екатерины II на Рождество при дворе устраивались святочные игры. В «Записках» (1764-1765 г.г.) Семена Порошина, одного из воспитателей великого князя Павла, мы находим описание «встречи святок» на половине императрицы. Игры происходили в последующие после Рождества дни, когда торжественная строгость поста и всенощной службы сменялась весельем святок.

Апартаменты Екатерины II находились в среднем этаже юго-восточного ризалита Зимнего дворца и выходили окнами на Дворцовую площадь. «Игры происходили в аудиенц-комнате», – пишет Порошин. Эта самая большая комната в апартаментах императрицы занимала 227 кв. м. и была великолепно декорирована. Ее называли Тронной залой, так как здесь был установлен трон под резным позолоченным балдахином с драпировками малинового шитого золотом бархата. Зал украшали плафон, зеленый штоф, которым были обиты стены, зеркала, большой камин, столы с мраморными досками. На наборном паркете лежал огромный ковер.

-2

«Началось танцеванием, – продолжает Порошин. – Ее Величество с Великим князем первый менуэт танцевала». Танцы продолжались, а Екатерина II, страстная любительница карточной игры, села играть в ломбер с приближенными.

В это время великий князь Павел занялся игрой в бирюльки с придворными. Это была одна из наиболее популярных игр всех сословий Российской империи. Правила этой старинной игры просты. Бирюльки, выточенные из дерева или из слоновой кости, высыпают на стол кучкой. Игроки стараются при помощи специальных крючков растащить в сторону по одной бирюльке таким образом, чтобы не сдвинуть с места другие. Цель игры – соблюдая очередность, растащить всю кучу, не дав ей рассыпаться.

-3

После танцев играли в различные народные игры. «Связали длинную ленту и стали в круг. Началась игра «рукобивка», некоторые ходили по кругу и прочих по рукам били. Когда закончилась эта игра, встали в круг по трое и гоняли четвертого. Игра продолжалась час или полтора, затем пели «Заплетися плетень», плясали по-русски, польски. Ее Величество во всех играх сама быть и плясать изволила с Никитой Ивановичем (Паниным – воспитателем наследника). С Его Высочества пот почти капал, так столь искренне принимал он в сих забавах участие», – отмечает Порошин.

Затем из покоев императрицы вышли семь кавалеров, переодетые дамами: «На всех были кофты, юбки, чепчики. У одного из них на голове был платок, и он одет был... как боярыни одеваются – представлял мамку, а остальные – барышни под ее смотрением. Как пришли, так посадили их за стол с закусками и пунш подносили. Потом шалили и плясали». Среди ряженых были граф Григорий Орлов – фаворит императрицы, шеф Кавалергардского корпуса, в 1760-х г.г. он играл видную роль при дворе, а также граф Александр Строганов, блестяще образованный вельможа, которого высоко ценила Екатерина II.

-4

Празднование Рождества Христова и Нового года сопровождалось чередою балов, маскарадов и пиров. Со времен императрицы Екатерины II было заведено новогодний ужин устраивать в хрустальном шатре, воздвигаемом в зале придворного театра. Следуя этой традиции, царская семья и в XIX веке в первый день нового года ужинала в светящейся палатке из узорчатых стекол.

Екатерина II в маскарадном костюме. Неизвестный художник по оригиналу Торелли. ГИМ
Екатерина II в маскарадном костюме. Неизвестный художник по оригиналу Торелли. ГИМ

При Екатерине II появилась традиция готовить для новогоднего стола необычные блюда. Так, например, в качестве сюрприза к новогодней трапезе повар-француз приготовил поросенка, фаршированного фазаном, куропаткой, жаворонком и оливками, при этом все ингредиенты поочередно складывались друг в друга, как в матрешку. Жаркое получило название «Императрица» и стало очень популярным у петербургской знати. При Екатерине II появилась традиция дарить на Новый год подарки.

Подготовлено на основе открытых источников Музеем истории и этнографии российских немцев Новосибирского областного Российско-Немецкого Дома