Начало книги "Подарок для героини"
Предыдущая глава "В гостях у самой себя"
— Сознание — это такое биологическое образование в голове у высших существ, — сказал Егор. — Оно образовалось в процессе эволюции для лучшей адаптации. Это просто приспособление для управления собой и окружающим миром. Самая выгодная форма. Но я думаю... Я ещё не проверял, но мне так кажется... Сознание и восприятие времени тесно связаны. Возможно, никакого времени вообще нет, это всего лишь свойство сознания.
— Как это: времени нет? — удивилась Ира. — Вот я села, встала, махнула рукой. Эти события идут во времени.
— Нет! — категорично ответил Егор. — Просто мы не можем видеть четвёртое измерение. Наша жизнь уже вся прорисована от начала до конца. Это такая длинная-длинная "колбаса" от нашего рождения и до нашей смерти. Она уже существует, просто мы видим только срез от неё. Мгновение. Это как курсор, который движется по тексту. Мы не можем одним взглядом прочитать текст из ста страниц. Зато мы можем его прочитать, если двигаться по тексту последовательно во времени. Так же и жизнь. Мы не можем увидеть её целиком. Это неудобно. Поэтому, чтобы нам лучше жилось, мы, как этот самый курсор, бежим по собственной жизни, считываем её, ощущаем, якобы действуем, что-то решаем, получаем удовольствие. Вот этот курсор, который помогает нам последовательно двигаться по жизни, это и есть сознание. Это наше биологическое свойство. И тут ничего нового нет. Точно так же бегут рибосомы по информационной РНК и собирают молекулу белка в живой клетке. А мы собираем по кусочкам свою судьбу, которая тоже где-то запрограммирована. В природе такой механизм уже давно существует.
Сын-пятиклассник объяснял просто, и Ире даже нечего было возразить.
— Так что времени нет, есть только координаты в четырёхмерном пространстве, — продолжал Егор. — А течение времени — это всего лишь результат нашего восприятия, как и цвет, и звук. Ведь в природе нет никаких цветов. Есть только определённые длины электромагнитных волн. И звуков никаких нет. Это тоже длины волн. Представляешь, какой этот мир на самом деле некрасивый и тихий? А мы, биологические существа, воспринимаем эти волны как цвета и звуки. Так удобнее и приятнее! И видишь, какой красивый мир получается в нашем восприятии! Цветной, шумный! Мы здесь можем слушать музыку, петь песни! Такое восприятие длины волн сформировалось у организмов в процессе эволюции. И способность воспринимать время сформировалась точно так же. А на самом деле это не время. Это четвёртая координата. Поэтому наши потомки в будущем и сумели туда добраться, когда вышли за рамки своего сознания. Возможно, это даже сделали машины. У них нет такого сознания, как у нас, они могут воспринимать и обрабатывать в секунду гораздо больше информации, чем мы. Почему мы воспринимаем время именно так, а не иначе? Из-за слабости нашего мозга, у которого ограничены ресурсы для обработки информации. И поэтому жизнь наша напоминает песочные часы. Мир проходит сквозь нас медленно, насыпает информацию тоненькой струйкой, чтобы нам было легко и интересно, чтобы мы успели её обработать. Однако время не всегда воспринимается человеком одинаково. Иногда в экстремальной ситуации человек может за мгновение принять сложное решение. И когда он вспоминает о таком случае, он говорит, что в это время он видел мир как будто в замедленной съёмке. А на самом деле просто мозг включил дополнительные ресурсы, и обработка информации ускорилась. Иногда в такие моменты человек даже события из будущего видит, которые потом действительно наступают. Поэтому восприятие мира нашим хиленьким мозгом далеко не полное и не объективное. А компьютер с огромной скоростью обработки информации может "схватить" мир полностью с его прошлым и будущим.
Тётя Ира заглянула в комнату и пригласила Иру и Егора попить чай с тортом.
— Мама, я не могу, — ответил Егор. — У меня тут программа устанавливается. Мне надо следить за ней. Можешь мне дать чай и кусок торта сюда!
— Не хочешь с нами поговорить? — удивилась мама.
— Мы уже поговорили с другой мамой, — ответил Егор.
Ира и тётя Ира сидели на кухне за столом, покрытым клеёнчатой скатертью.
— Трудно с ним? — шёпотом спросила Ира, кинув взгляд в сторону комнаты Егора.
— Я привыкла, — с улыбкой ответила тётя Ира. — Он постоянно о чём-то думает. Может разбудить нас с папой в три часа ночи, чтобы рассказать какую-нибудь свою теорию. Приходится слушать!
— Ты добрая.
— А куда деваться? У него есть своя программа развития. Обычные педагогические приёмы для него не подходят. Ему нельзя мешать. Остаётся только слушать.
Когда тётя Ира с Ирой попили чай, тётя Ира вдруг вспомнила, о чём она хотела поговорить.
— Самое главное-то я забыла! — сказала она. — Сейчас я тебе покажу кое-какие фотографии!
Тётя Ира принесла пачку фотографий. Сначала Ира не поняла, что на них изображено. Только потом сообразила и удивилась. Это был памятник Клаве, притом тот, который Клава слепила сама. Но теперь он был большой, его вылили из бронзы.
— Девятого мая годовщина Победы, — сказала тётя Ира. — А за несколько дней до этого памятник будет установлен на школьном дворе. На прежнем месте! Этот вопрос уже решён. А потом около него мы проведём мероприятие со всеми школьниками. Девяностые годы закончились, теперь всё возвращается в норму. Мы будем чтить героев, будем воспитывать детей, чтобы память о погибших на войне сохранилась вечно. И у нас получится!
— Замечательно! — обрадовалась Ира. — Вот теперь я понимаю, что я молодец и жизнь прожила не зря!
— Я ещё не прожила жизнь, — обиделась тётя Ира. — Тебе только кажется, что я уже старая. А по моим ощущениям жизнь только начинается! И я очень рада, что я стала сильной, уверенной, самостоятельной, что я не потеряла свои моральные ценности и могу на что-то повлиять в этом мире!
— Я от всей души желаю тебе удачи! — искренне сказала Ира.
Когда Ира уходила, она приоткрыла дверь в комнату Егора и ещё раз посмотрела на сына. Маленький Егор не замечал её, он был сосредоточен на важных делах.
"Вот оно, начало всех начал! — подумала Ира. — Передо мной Егор Фомин, основатель династии Фоминых, мой сын. А потом в нашем роду пойдёт поколение за поколением учёных, они будут передавать информацию друг другу, дети с отцами будут жить очень дружно и продолжать их дело. Потом появится Вова. А сейчас я стою у самого истока этого великого дела, вижу маленького сына за работой..."
Иру охватило странное чувство, что она здесь, в этот момент, наблюдает зарождение новой Вселенной. Страшновато было! И рождается эта Вселенная не из большого взрыва, а из маленького вихря в голове Егора. Это просто одиннадцатилетний мальчик, к которому никто не пристаёт и которого никто не трогает! Может, в этом и кроется истина, как правильно воспитывать детей? Одно короткое правило: "Не лезть!" И всё будет!