Однажды ночью проснулась с колотящимся сердцем. Из соседней комнаты, где спал старший сын, доносились всхлипывания и стоны. Тихонько, жалобно он звал: «Мне плохо, мама. Помоги». Не разбирая дороги, понеслась туда. Сын спал самым сладким сном. Я обсмотрела кровать, наклонилась к лицу, послушала дыхание – всё в норме. Постояла пару минут, убедилась окончательно, успокоилась и пошла досыпать.
На следующую ночь снова услышала слёзные просьбы: «Мама, помоги». Опять побежала голыми ногами, не заскочив в тапочки. Меня встретила тишина и мерное дыхание сына.
«Что за чёрт?» - всерьёз задумалась над непонятными звуками.
Третий раз стоны застали меня в обед, час, когда закрываются все магазины, чтобы идти на отдых, называется сиеста (siesta), с двух дня до пяти вечера. В пять вечера частные магазины снова открываются до восьми ночи, а продовольственные и супермаркеты - до десяти и даже одиннадцати ночи.
Я пришла с работы на время сиесты, пообедала и прилегла на часок, чтобы потом снова идти работать. И вот тут-то донеслись до меня раздирающие душу жалобы о помощи. Старший сын уже поступил в университет, его не было дома, младший был в школе до пяти вечера, муж – на работе. Кто-либо из моей семьи звать меня не мог, но стоны из соседней комнаты доносились, как и ночью.
Тогда уж я решила разгадать тайну окончательно. Открыла окна, высунулась и замерла, слушая изо всех сил. И услышала-таки. В квартире под нами дедушка лет девяноста спал во время сиесты и во сне издавал, видимо, носом такие жалобные всхлипывания, которые походили на слова о помощи. До чего же схожие звуки. Сосед занимал именно ту комнату, над которой была комната старшего сына. Фу, гиря свалилась с души. Тайна разгадана.
Уже знала причину, но ночью, разбуженная стонами, зовущими на помощь, несколько секунд убеждала себя не реагировать, не выдержала и всё равно встала, чтобы убедиться, что с моим сыном ничего не случилось.
Дело в том, что стенки домов тонкие, семь сантиметров, в один кирпич. И слышимость такая, будто стен и нет вовсе. Мы молимся на соседку 96 лет (с ней наши квартиры имеют общую стену), чтобы жила долго и долго, иначе в её квартире может поселиться бешеная семья, и тогда нам придётся туго. Особенно муж не выносит шума и криков.
А кроме того, зимой при температуре +16-20 градусов на улице в квартирах – холодина. Считается, что в городах на побережье тепло, а посему обогрев не предусмотрен. От слова совсем. Только экспериментальные дома строят или с газовым отоплением, или с системой горячего наполнения воздухом, проникающим через решётки в каждой комнате. Расположена она на крыше отдельно взятого дома.
Там, где отопление газовое, хозяева экономят, включают редко и мёрзнут, как и все остальные, потому что в конце месяца не расплатишься. Хозяева с центральным обогревом дома, да, наслаждаются теплом всю зиму. За удовольствие надо платить, они и платят. Там живут те, кто по деньгам в состоянии жить в тепле. Это не Россия с теплостанциями, когда жители зимой открывают форточки и не представляют, что бывает холодно, привыкли.
Мы с мужем разводим руками: «При таком количестве солнечных дней поставьте солнечные батареи на каждую крышу – вот и вода горячая, и тепло». Но это совсем не нравится компании (Iberdrola), которая продаёт электричество и дико наживается.
Мы нашли свой выход: повесили в комнатах гелевые батареи, экономные в расходе электроэнергии и экологически полезные, не съедают кислород. Электричество в Испании самое дорогое во всей Европе.
Дома прилеплены друг к другу (casas adosadas), без единого миллиметра пространства. Все разной архитектуры, высоты и цвета. Несколько прилепленных домов образуют улицу.
На балконах и окнах – защитные от солнца козырьки из прорезиненной ткани (toldos), которые можно варьировать по степени отдалённости от фасада здания: длиннее, короче или совсем скрутить во время дождя.
Пластиковые окна продаются в комплекте с жалюзи, одно от другого отделить нельзя. Дикие окна, которые открываются горизонтально, а не раскрываются внутрь комнаты. Их неудобно мыть. Процесс развешивания белья превращается в неприятную процедуру. Чтобы вешать бельё (tender la ropa), каждый хозяин покупает готовую установку и крепит к стенам фундамента.
Валенсия - главный поставщик апельсинов и мандаринов. Весь экспорт этих плодов в Испании идёт из Валенсии. И при этом цены такие, что не разгонишься купить.
Приглашаю на художественную прозу. Автор Ольга Гаинут
Рассказ "Другой бы улицей прошёл"
Рассказ о корриде "Он добрый и весёлый"