Лувр, Метрополитен, Эрмитаж и другие музеи, ставшие героями мелодрам, боевиков и комедий
Музеи не так часто предоставляют свои выставочные площади для киносъемок — в основном, в целях сохранности ценных экспонатов.
Например, в 1970 году при создании фильма «Возвращение святого Луки», снятого на основе реальной истории кражи картины Франса Халса из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в кадре появляются лишь условные декорации. Говорят, директор специально хлопотала об этом в Министерстве культуры, желая избежать компрометации. В стенах вымышленного музея снят и легендарный «Как украсть миллион» с Одри Хепберн и Питером О’Тулом.
Однако, сотрудничество с киностудиями сулит музеям большую выгоду. Необъятные возможности маркетинга открыл для себя Американский музей естественной истории в 2006 году, пустивший в свои залы съемочную группу «Ночи в музее», тем самым заполучив себе новых посетителей. Его примеру последовал лондонский Музей естествознания, разрешивший съемки «Приключений Паддингтона». Для многих детей и подростков этот фильм стал в некотором роде путеводителем по музею, где они еще не бывали, но куда захотели попасть во что бы то ни стало.
Вспомним еще несколько мировых музеев, ставших героями известных игровых кинолент.
Эрмитаж
Нередко музеи располагаются в знаковых зданиях, и тогда объектив кинокамеры интересует не музей как учреждение, а собственно памятник архитектуры. Хрестоматийным примером может послужить Эрмитаж, он же Зимний дворец. Именно с него (а также с Потемкинской лестницы в Одессе) и начинается история советского кинематографа вообще. Речь идет о «Взятии Зимнего дворца» 1920 года (реж. Константин Державин).
Как музей, правда, Зимний тогда не функционировал, значась бывшей резиденцией свергнутых Романовых, и потому массовка спала на ампирных диванах и резала хлеб на малахитовых столах. А вот когда в 1937 году Михаил Ромм снимал «Ленин в Октябре», в Зимний его уже не пустили — интерьеры пришлось строить на «Мосфильме». Но бывают такие исторические фильмы, где студийными декорациями явно не обойдешься. Самый известный из эрмитажных — «Русский ковчег» (2001) Александра Сокурова, где перед двумя визитерами, путешественниками во времени, вереницей проходят персонажи 300-летней истории России. На фоне тех самых легендарных стен.
Лувр
«Музей музеев» (там же «Джоконда»!) попадает на экраны часто — как символ Парижа или олицетворение искусства.
В историю кинематографа вошла сцена из черно-белого фильма Жан-Люка Годара «Посторонние» (1964), в которой главные герои пробегают по залам музея, шокируя охранников.
Эта сцена была снята «контрабандой»: Лувр не был предупрежден — охранники настоящие, и их реакция на бег актеров — неподдельная.
Значительно позже, в 2003 году, Бернардо Бертолуччи воспроизводит легендарную сцену бега в своих «Мечтателях» — только уже в цвете.
В 2003 году Дэн Браун написал роман «Код да Винчи», который стал бестселлером — его практически сразу экранизировали. Несколько важнейших сцен книги разворачиваются в Лувре, но музей сначала категорически отказался открывать свои двери для кинематографистов.
В итоге съемки санкционировало французское министерство культуры. После премьеры Лувр приобрел дополнительную привлекательность, и посещаемость подскочила. Любопытно, что частные экскурсоводы стали водить своих клиентов по маршрутам из книги («вот здесь было найдено мертвое голое тело куратора!»), а официальные гиды ее игнорировали. Однако со временем музей смирился и создал полуторачасовой тур по книге The Da Vinci Code, Between Fiction and Fact.
Коллекция «луврских» фильмов продолжает пополняться. Из самых свежих — «Чудо-женщина», главная героиня которого работает в Лувре в департаменте древностей экспертом по антикам.
Музей истории искусства, Вена
А вот знаменитый венский музей не попадает на экраны практически никогда (наверное, потому что кинематографистов в столице Австрии тусуется меньше, чем в Париже).
Чуть ли не единственный фильм — «Музейные часы» (2012) режиссера Джема Коэна. «Самый известный музей Вены выступает в фильме не как архаичное хранилище исторических артефактов, но как некий таинственный перекресток, где герои исследуют собственную жизнь, город и то, как искусство отражает мир», - говорит нам Кинопоиск.
Другой венский музей — Галерею Бельведер — можно увидеть в драме «Женщина в золоте» (2015) об истории «Портрета Адели Блох-Бауэр» Густава Климта.
Метрополитен-музей
Самая популярная музейная локация в американском кино!
Не счесть романтических комедий, где Met служит фоном для общения влюбленной парочки, — тут и «Манхэттен» (1979) Вуди Аллена, и «Правила съема: метод Хитча» (2005) с Уиллом Смитом.
Тоже романтика, но с криминальным уклоном и большой долей музейного хронометража — «Афера Томаса Крауна» (1999) с Пирсом Броснаном и Рене Руссо, а из последних — «Восемь подруг Оушена» (2018) с Сандрой Баллок.
Интересно, что музей стал пускать съемочные группы совсем недавно. Легендарный бал Met Gala с участием Сандры Баллок и других актрис снимали 10 ночей подряд, а вот команде «Аферы Томаса Крауна» 20 лет назад наотрез отказали. Для съемок тогда пришлось строить декорации в студии, а также искать похожие интерьеры в других нью-йоркских зданиях. И это не единственный случай. В «Бритве» (1980) Брайана Де Пальмы роль Метрополитен-музея сыграл Художественный музей Филадельфии.
Белый дом
В 2013 году на экраны вышли два похожих фильма: «Падение Олимпа» с Джерардом Батлером и «Штурм Белого дома» с Ченнингом Татумом и Джейми Фоксом.
В восприятии сценариста первой ленты Белый дом — обычное здание, пусть и старое, и с колоннами, потому в сюжете функционирует как небоскреб из «Крепкого орешка» — стандартная полоса препятствий.
Для авторов «Штурма Белого дома» здание — архитектурный памятник, битком набитый историческими артефактами и произведениями искусства. В фильме показана не просто резиденция президента, а музей с несколькими постоянными экспозициями и сменными экспонатами. В месяц Белый дом в таком качестве принимает около 70–100 тыс. человек, и за них отвечает специальный департамент White House Visitors Office.
Одна из сюжетных линий в «Штурме Белого дома» — это история об экскурсионной группе с детьми, которую в здании застало нападение террористов. Важный второстепенный герой — храбрый гид-экскурсовод. Кажется, это чуть ли не единственный в мире боевик, где есть героический экскурсовод, вступающий в единоборство с вооруженным преступником! Сценарист тщательно прописывает, что террорист заслужил безусловную кару, недаром гид просил его быть поаккуратнее: «Это не просто здание — это живая история. Это ведь была китайская ваза XVI века, подарок королевы Елизаветы II!».
Музей Гуггенхайма
Здание Музея Соломона Гуггенхайма, построенное в конце 1950-х годов Фрэнком Ллойдом Райтом, в первую очередь приковывает внимание кинематографистов не потому, что оно музейное, а потому, что оно гениальное и футуристичное. Даже сейчас, через 60 лет после возведения, оно кажется пришельцем из будущего.
В 1997 году его использовали для съемок погони за инопланетянином в «Людях в черном». А шпионский триллер Сидни Поллока «Три дня кондора» (1975) использует спиралевидный интерьер музея для нагнетания чувства паники у преследуемого главного героя.
В романтической фантастической комедии «Однажды в Риме» (2010) главная героиня, неудачно загадавшая желание и пытающаяся справиться с последствием случившегося чуда, работает в музее куратором. Обратите внимание на ее начальницу — директора музея в исполнении Анжелики Хьюстон. Интересно, кто был прототипом?
Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!