Удивительным образом любовь советских людей к диско-музыке и любовь к Адриано Челентано (Adriano Celentano) совершенно не пересекались. Это можно объяснить тем, что дорога ложка к обеду, а пик популярности Адриано в СССР пришёлся уже на начало 80-х, когда диско отгремело-отгуляло свое. Тем не менее, эта сторона творчества неукротимого итальянца как-то не отложилась в музыкальной памяти многих его поклонников
Челентано начал экспериментировать с диско ещё когда и само слово это было в новинку. Песня "L'Unica Chance" была выпущена на одноимённом сингле в 1973 году, а также воплотилась на телевидении в популярный музыкальный номер.
Однако, всеми это было воспринято как очередная шутка от маэстро, на которые он всегда был горазд. Основательно обратиться к популярному стилю Адриано решил в 1977 году, выпустив сразу два альбома: Disco Dance и Teсadisc. На первом, Челентано представил свои старые песни и пару англоязычных хитов в новой обработке, второй же состоял из нового материала, причём полностью на английском языке.
Такой бурный интерес к моде вероятно был связан с тем, что Адриано собирался прервать свое почти 10-летнее отлынивание от концертов и вернуться на большие площадки в виде птицы-феникса, с новым репертуаром и новым имиджем. Ради этого, Челентано даже в какой-то мере рискнул поступиться репутацией старого рокенрольщика.
Вторым значимым фактором можно считать желание Адриано попасть на рынок англоязычной музыки, и диско вполне могло сыграть роль входного билета, поскольку как раз этот формат в то время успешно преодолевал границы и даже океаны.
Надо сказать, что с английским языком у Челентано сложились непростые односторонние отношения: Адриано, воспитанный на американской музыке, его любил, но английский взаимностью ему не отвечал. Дело было даже не в акценте, с которым певец боролся и временами успешно, а в том, что на английском уходили некоторые фирменные челентановские интонации, которые придавали его исполнению такое обаяние. Мне приходилось наблюдать за итальянцами в процессе изучения ими английского, и в глаза бросилась такая характерная и забавная деталь - говоря на английском, итальянцы, как правило, теряют значительную долю своей экспрессивности в речи и гораздо меньше жестикулируют. Что-то подобное происходило и с вокалом Челентано, когда он пел на английском.
Disco Dance с точки зрения попадания в стиль получился довольно странным: что-то похожее на диско появляется на нем где-то к середине альбома, да и то, это музыка скорее не для заявленных в названии танцев, а для одышливого отдыха от них. Где-нибудь в мягком кресле, с бокальчиком - то, что сейчас называется чилл-аутом. Английский у Челентано на альбоме ужасен.
В общем, сложно сказать: то ли Адриано не додумал концепцию альбома, то ли для продюсера и аранжировщика Натале Маскара (Natale Mascara) диско было чуждым предметом, но работа была признана неудачной. Кстати, нелюбовь певца к этому альбому сейчас проявляется в том, что он отсутствует в потоковых сервисах, таких как Spotify или Яндекс Музыка, и это при том, что Челентано обычно выжимает свою дискографию досуха.
Следующий альбом Tecadisc делали уже другие продюсеры - более молодой и амбициозный Даниэле Бескет, ( делавший для Челентано "L'Unica Chance" ), который становится на какое-то время основным автором Адриано, и осевший в Италии шотландец Тони Резерфорд-Миммс.
Тecadisc - это анаграмма слова "дискотека", и на этот раз диско на альбоме получилось зачетное: обилие струнных и духовых в аранжировках явно говорит о том, что альбом делался под американские вкусы. С английским здесь намного лучше - акцент конечно остался, но Адриано более раскрепощён, и веселится и дурачится практически также, как на родном.
Диско привлекает меня своей демократичностью, тем, что адресат этой музыки - это самые широкие массы молодежи. Конечно, пока мы слышали значительно больше плохой диско-музыки, нежели хорошей. Все зависит от того, насколько серьезно и требовательно ты подходишь к работе над танцевальной музыкой. Результатами этого первого для меня опыта работы с новыми ритмами я, честно говоря, доволен.
Так бодро отвечал Челентано на недоуменные вопросы журналистов о резкой смене музыкального направления.
Однако, несмотря на оптимистические заявления артиста, в коммерческом плане оба альбома прорывом не стали. Провалом их назвать безусловно было нельзя, потому что и тот и другой попадали в горячую десятку и держались там по нескольку недель, хотя и не на первых местах. Однако, по итогам года стало понятно, что диско-музыку на английском языке итальянцы предпочитают слушать в исполнении Донны Саммер(Donna Summer) и Бони М. (Boney M.).
Надежды на международный успех также не оправдались. В США не удалось договорится с мэйджорами, и альбом выпустила небольшая нью-йоркская компания Peters International, которая специализировалась на работе с европейскими исполнителями. На релиз, естественно, мало кто обратил внимание.
Адриано (который всегда утверждал, что секрет его успеха состоит в понимании того, что нужно людям) сделал из всего правильные выводы и не стал упираться. Следующий альбом Ti Avro был записан в 1978 году той же командой, что и предыдущий Tecadisc, но уже полностью на итальянском, и диско-композиций в нем было только три.
Похоже, что неудачная попытка выйти на рынок англоязычной музыки несколько поколебала душевное равновесие Челентано, несмотря на его имидж нахального и самоуверенного парня. В том же 1978 году он очень быстро выпустил фильм "Geppo Il Folle" (Сумасшедший Джеппо) в котором выступил режиссером, автором сценария, композитором и исполнителем главной роли.
Фильм в ироническом ключе описывает приключения звёздного певца, который мечтает покорить Америку и Барбру Стрейзанд. Для этого он идет на курсы английского языка, где пытается поразить своей харизмой неприступную учительницу английского, которую играет супруга Адриано-Клаудиа Мори. Пройдя сквозь забавные и опасные злоключения, лирический герой Челентано обретает наконец любовь, но встаёт перед выбором: остаться с любимой или ехать в Америку навстречу своей мечте. В кино, герой делает выбор в пользу мечты.
К фильму было записано несколько новых диско-композиций, на английском и итальянском языках, которые вышли на одноименном альбоме Geppo Il Folle в конце года, а в хит-парады попали в основном, уже в следующем 1979 году.
Альбому к коммерческом плане несколько повредил тот факт, что он позиционировался как саундтрек, несмотря на то, что по качеству музыкального материала он ничуть не уступал тому же Tecadisc.
К тому же на пятки ему наступил следующий альбом, который быстро переключил на себя внимание слушателей: реальный Адриано, в отличие от своего непутевого персонажа, ни в какую Америку не поехал, в очередной раз сменил авторов и записал свой наиударнейший и очень "итальянский" диск "Soli", в котором, однако тоже нашлось место для двух диско-композиций : англоязычной "People", которая, по мнению многих, предназначалась для предыдущего Geppo... , поскольку это кавер на песню, которую исполняла Барбра Стрейзанд, и разухабистой "Amore No".
Возвращаясь к приключениями творческого наследия Челентано на просторах СССР, надо отметить, что фирмой Мелодия были изданы и Soli и Tecadisc, но в обратной очередности, а последний и вовсе не под своим родным названием, а как Поет Адриано Челентано, однако оформление обложки соответствовало оригиналу. Мотивы, по которым это было сделано непонятны: обычно так поступали тогда, когда в оригинальный альбом вносились какие-то правки, да и то не всегда. На полках диск конечно не задерживался, и допечатывался разными заводами аж до 1987 года, однако многие его обладатели жаловались потом, что это вовсе не то, что они ожидали, а фигня какая-то. Не буду утверждать, что он совсем никому не понравился, но культовым, в отличие от Soli, у советских меломанов так и не стал.