Милоту обещаю, но не повсеместную: были в мире и такие живописцы, которые котов изображали не лапочками, а хищниками. Или просто писали в своей манере, не обязательно академической. Одним словом, вы всё увидите сами. Как водится, самых сладких котиков я оставлю напоследок.
Леонардо да Винчи
С кого же начинать, как не с него? Обидно одно - Леонардо творил в эпоху Возрождения, следующую за Средневековьем. А это были времена религиозного фанатизма, борьбы с ересью, грехами и ведьмами. А где ведьмы, там и их фамильяры - кошки. И вообще, кошкам в те времена доставалось: считалось, что дьявол появляется на земле в обличье чёрного кота, поэтому животинок нещадно истребляли.
Это я к чему веду - к тому, что гений писать кошечек не мог, хотя, возможно, и любил их тайно. Во всяком случае, до нас дошла цитата да Винчи:
"Это разные виды животных, а королём среди них является лев, поскольку его хребет наиболее гибок."
А вот и иллюстрация к цитате - это наброски художника.
Есть и ещё пара набросков, которые по описанным причинам законченными полотнами не стали. Но кошечки на них видны (малыши их сжимают).
Альбрехт Дюрер
С разницей в несколько лет Дюрер с Леонардо жили в одно и то же время - на рубеже 15-го и 16-го веков. Хоть один творил в Италии, а другой - в Германии, порядки там не очень различались. Дюрер тоже не писал кошек, позволил себе только одну на гравюре, но только потому, что ветхозаветный сюжет это подразумевал. Очень реалистично получилось.
На гравюре изображён момент, в который Ева вот-вот возьмёт яблоко и попробует его. Но пока рай безгрешен - все звери живут в мире, даже кошка не охотится на мышь.
Иероним Босх
Ещё один гений, мастер мастеров Северного Возрождения. Время творческой активности - примерно то же, что и у предыдущих художников. И тут Средние века тоже оставили свой след. Это видно даже на примере самого известного триптиха "Сад земных наслаждений". Полностью его размещать не буду - ничего не разглядеть. Буду частями - вот первая створка:
Это Эдем, только что созданные Адам и Ева и животные, живущие в согласии. Но даже здесь кошка уже тащит мышь в зубах (в нижнем левом углу). Я увеличу:
На центральной створке мир уже написан погружённым в грехи, по обилию обнажённых тел и позам всё понятно.
Есть тут один фрагмент в центре, который разглядеть сложно, но я увеличу. На нём кот, правда, фантазийный, является частью непристойной процессии. Про отношение Босха к котам всё понятно, да?
Пьер Огюст Ренуар
Если Иероним Босх кошек явно недолюбливал, то Ренуар их просто обожал. Он, конечно, жил совсем в иное время, и церковь ему была не указ, но дело даже не в этом - просто художник ими любовался. Даже женщин он любил с кошачьими повадками - про жену он говорил:
"Хотелось почесать её за ушами!"
Вот подборка его кошечек, все - сама милота, и здесь собраны ещё далеко не все.
Пабло Пикассо
Ещё один великий, да что уж там, гениальный мастер, который любил кошек. Но не идеализировал:) поэтому его коты - угловатые и жестокие твари с повадками настоящих убийц. Или просто угловатые.
Эдуард Мане
Начала я со Средневековья и ненависти именно к чёрным кошкам (хотя тогда всем доставалось). А вот Мане чернышей любил - смотрите сами:
Рене Магритт
Это тот самый бельгиец, который любил котелки и яблоки вместо лиц. Магритт не отличался страстью к кошкам, но однажды он получил заказ на иллюстрацию детского стишка про кота в шляпе. Он и написал картину в свойственной ему манере... Заказчик работу отверг - ведь шляпа должна была быть на голове у животного.
Винсент Ван Гог
Рискую наскучить вам, но есть работа, которую я не могу не упомянуть. Хоть раньше последней картиной Ван Гога считалось "Пшеничное поле с воронами", есть исследователи, считающие, что на это звание должна претендовать работа "Сад Добиньи". Но и с ней не всё так просто - "Садов" было написано несколько, и даже между собой они соперничают за статус предсмертного полотна.
Так вот, в одном из вариантов художник запечатлел короткий миг, когда кошка перебегает лужайку сада. Смотрите на картине целиком и в увеличении.
Генриетта Роннер-Книп
Сейчас и будет обещанная мной милота. Положа руку на сердце могу сказать, что мне работы бельгийской художницы кажутся эммм... слегка приторными, но я отдаю ей должное - кошек она действительно любила. Кстати, милого малыша на обложке публикации написала тоже Генриетта.