Найти тему

Закончилось время мемов "Кот и ёлка" – теперь смотрим на котов, написанных великими художниками

Оглавление

Милоту обещаю, но не повсеместную: были в мире и такие живописцы, которые котов изображали не лапочками, а хищниками. Или просто писали в своей манере, не обязательно академической. Одним словом, вы всё увидите сами. Как водится, самых сладких котиков я оставлю напоследок.

Леонардо да Винчи

С кого же начинать, как не с него? Обидно одно - Леонардо творил в эпоху Возрождения, следующую за Средневековьем. А это были времена религиозного фанатизма, борьбы с ересью, грехами и ведьмами. А где ведьмы, там и их фамильяры - кошки. И вообще, кошкам в те времена доставалось: считалось, что дьявол появляется на земле в обличье чёрного кота, поэтому животинок нещадно истребляли.

Это я к чему веду - к тому, что гений писать кошечек не мог, хотя, возможно, и любил их тайно. Во всяком случае, до нас дошла цитата да Винчи:

"Это разные виды животных, а королём среди них является лев, поскольку его хребет наиболее гибок."

А вот и иллюстрация к цитате - это наброски художника.

-2

Есть и ещё пара набросков, которые по описанным причинам законченными полотнами не стали. Но кошечки на них видны (малыши их сжимают).

Альбрехт Дюрер

С разницей в несколько лет Дюрер с Леонардо жили в одно и то же время - на рубеже 15-го и 16-го веков. Хоть один творил в Италии, а другой - в Германии, порядки там не очень различались. Дюрер тоже не писал кошек, позволил себе только одну на гравюре, но только потому, что ветхозаветный сюжет это подразумевал. Очень реалистично получилось.

Альбрехт Дюрер "Адам и Ева", 1504
Альбрехт Дюрер "Адам и Ева", 1504

На гравюре изображён момент, в который Ева вот-вот возьмёт яблоко и попробует его. Но пока рай безгрешен - все звери живут в мире, даже кошка не охотится на мышь.

Иероним Босх

Ещё один гений, мастер мастеров Северного Возрождения. Время творческой активности - примерно то же, что и у предыдущих художников. И тут Средние века тоже оставили свой след. Это видно даже на примере самого известного триптиха "Сад земных наслаждений". Полностью его размещать не буду - ничего не разглядеть. Буду частями - вот первая створка:

-5

Это Эдем, только что созданные Адам и Ева и животные, живущие в согласии. Но даже здесь кошка уже тащит мышь в зубах (в нижнем левом углу). Я увеличу:

Так и хочется сказать: "Уже успела! и это в мире без греха!"
Так и хочется сказать: "Уже успела! и это в мире без греха!"

На центральной створке мир уже написан погружённым в грехи, по обилию обнажённых тел и позам всё понятно.

-7

Есть тут один фрагмент в центре, который разглядеть сложно, но я увеличу. На нём кот, правда, фантазийный, является частью непристойной процессии. Про отношение Босха к котам всё понятно, да?

-8

Пьер Огюст Ренуар

Если Иероним Босх кошек явно недолюбливал, то Ренуар их просто обожал. Он, конечно, жил совсем в иное время, и церковь ему была не указ, но дело даже не в этом - просто художник ими любовался. Даже женщин он любил с кошачьими повадками - про жену он говорил:

"Хотелось почесать её за ушами!"

Вот подборка его кошечек, все - сама милота, и здесь собраны ещё далеко не все.

Пабло Пикассо

Ещё один великий, да что уж там, гениальный мастер, который любил кошек. Но не идеализировал:) поэтому его коты - угловатые и жестокие твари с повадками настоящих убийц. Или просто угловатые.

Эдуард Мане

Начала я со Средневековья и ненависти именно к чёрным кошкам (хотя тогда всем доставалось). А вот Мане чернышей любил - смотрите сами:

Рене Магритт

Это тот самый бельгиец, который любил котелки и яблоки вместо лиц. Магритт не отличался страстью к кошкам, но однажды он получил заказ на иллюстрацию детского стишка про кота в шляпе. Он и написал картину в свойственной ему манере... Заказчик работу отверг - ведь шляпа должна была быть на голове у животного.

Рене Магритт "Кот в шляпе", 1920
Рене Магритт "Кот в шляпе", 1920

Винсент Ван Гог

Рискую наскучить вам, но есть работа, которую я не могу не упомянуть. Хоть раньше последней картиной Ван Гога считалось "Пшеничное поле с воронами", есть исследователи, считающие, что на это звание должна претендовать работа "Сад Добиньи". Но и с ней не всё так просто - "Садов" было написано несколько, и даже между собой они соперничают за статус предсмертного полотна.

Так вот, в одном из вариантов художник запечатлел короткий миг, когда кошка перебегает лужайку сада. Смотрите на картине целиком и в увеличении.

Генриетта Роннер-Книп

Сейчас и будет обещанная мной милота. Положа руку на сердце могу сказать, что мне работы бельгийской художницы кажутся эммм... слегка приторными, но я отдаю ей должное - кошек она действительно любила. Кстати, милого малыша на обложке публикации написала тоже Генриетта.