В 1907 году, 12 января, в городе Житомире родился человек, без которого не было бы как минимум советской космонавтики. То есть она, конечно, возникла бы, но значительно позже и не в том виде, в котором мы её знали. «Знали» - потому что на наш взгляд современная Российская космонавтика совсем не та, которая была или могла бы быть в условиях Советского Союза.
Когда началось увлечение Сергея Павловича небом, сказать трудно. Возможно в 1911 году, когда в Нежин, где он жил в то время, на железнодорожной платформе привезли аэроплан. Помните старые советские фильмы? Помните, как бегали мальчишки за авто? А теперь представьте, в провинциальный город Российской Империи привезли целый аэроплан. И этот аэроплан с ярморочной площади поднял ни кто иной, как С.И. Уточкин! Нет, наверняка Сергей Королёв тогда и не думал о том, кто такой Уточкин, но впечатления от аэроплана осталось на всю жизнь. Осталось и определило будущее как самого Сергея Павловича, так и советской Космонавтики.
Да и мировой, будем честны. Конечно, Вернер фон Браун наверняка запустил бы свой «Сатурн», но когда бы это было - это вопрос. Многие сейчас говорят о том, что советские ракеты Королёва были продолжением работ фон Брауна. Это полнейшая чушь, тот, кто это говорит, далёк от ракетостроения в целом. Но это модно и, увы, людей, склонных к сенсациям, можно найти «где угодно и когда угодно».
В свои 17 лет Сергей Королёв создал свой проект безмоторного самолёта. Да, он был без двигателей, да это был просто планер, но он взлетел. И он не просто взлетел, а в 1929 году на нем был поставлен очередной рекорд: планер пролетел из Узун Сырта в Старый Крым. Это целых 13 км, всесоюзный рекорд .
После окончания Московского высшего технического училища, куда он перевёлся из Киева, началась взрослая жизнь Сергея Павловича. Работа в ГИРД свела его с выдающимися людьми, теми, без кого современная космонавтика была бы совсем на ином, более низком уровне. А что было бы с нами, жителями России, вообще сказать сложно. Вот хорошая задачка для любителей альтернативной истории, которые есть у нас на канале: что было бы, не будь у СССР «катюш»? И решая эту задачку, обратите внимание на то, что получив немецкие наработки (а в том, что СССР победил бы нацистскую Германию – спору нет) наша страна оказалась бы перед ранее неисследованной проблемой. Вот тогда можно было бы говорить о том, что ракеты Королёва близнецы-братья с немецкими…
После ГИРДа Королев оказывается в Реактивном НИИ. Вообще надо заметить, что Сергей Павлович не был ягнёнком, за словом в карман не лез и говорил, что думал. Кроме того, он был знаком с Тухачевским. Так что ничего удивительного, что в 1938 году по доносу одного из руководителей отделов (имя его называть не станем, оно есть в открытых источниках, да и в личке можем сообщить, в общем ну его) Королёва арестовали. Сейчас очень модно говорить, что доносы на него написали Клейменов, Лангемак и Глушко. Это были не доносы, это были показания, данные в НКВД, данные под давлением (мягко говоря). Самому Королёву этим «давлением» на допросах была сломана челюсть. Мы предвидим, что сейчас начнутся возгласы: как так, в НКВД не пытали и вообще, просто так не арестовывали. Пытали и арестовывали. На то есть документальные подтверждения.
К сожалению, ни Клейменов, ни Лангемак не пережили репрессии. Но дело, которое начал Реактивный институт и Королев, продолжило жить. Реактивные миномёты поступили на вооружение Красной Армии.
Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговорила Королёва к 10 годам ИТЛ. Глушко также был приговорён Особым Совещанием НКВД к восьмилетнему заключению. Клейменова и Лангемака Военная Коллегия приговорила к расстрелу. В 1955 году Военная Коллегия Верховного Суда СССР вынесла определение, отменив постановление ВК ВС СССР от 1938 года. Королев, Глушко, Лангемак и Клейменов были реабилитированы и признаны невиновными за отсутствием состава преступления.
Вторая Мировая внесла свои коррективы в судьбы людей. В большинстве своём эти корректировки были негативные, трагические. Однако именно война освободила Королева из заключения. Не формально, но освободила. Мы говорим о второй Мировой, а не о Великой Отечественной, потому что в марте 1940-го Королёв прибыл в Москву для пересмотра дела и спустя 4 месяца Особое Совещание при НКВД приговорило его к 8 годам заключения. Однако отправился он не обратно на Колыму, а в ЦКБ-29, созданном в Московской спецтюрьме НКВД. Руководил конструкторским бюро такой же заключённый по фамилии Туполев. Тоже «враг народа», тоже осуждённый по 58-ой статье. Самолёты Пе-2 и Ту-2 созданы при активном участии Королева, параллельно он работает над аэроторпедой и реактивным перехватчиком. Эти работы были расценены как перспективные, и с 1942-го года Королёв переводится в другое КБ тюремного типа – ОКБ-16 при Казанском авиационном заводе, где велись работы по применению реактивных двигателей для улучшения ТТХ самолётов: уменьшения времени и дистанции разгона, повышения скоростных и динамических показателей во время ведения воздушных боев с противником.
В 1943-м С.П. Королёв становится Главным Конструктором группы реактивных установок, занимавшейся улучшением Пе-2. Первый полет этого самолёта с действующей реактивной установкой состоялся уже в октябре 1943-го года. В 1944 году Сергей Павлович был досрочно освобождён со снятием судимости, однако о реабилитации речи не шло и обвинения были не сняты.
Что было дальше? А дальше был труд, труд, показавший всю абсурдность обвинений в его адрес. Потом были работы над немецким Фау, которые привели к созданию Р-1, и вот тут интересно… Что мы знаем о ракетах Р-3 и 4? Ничего. Только немного о Р-2, что она имела уже иной двигатель чем Р-1 и имела увеличенную мощность и дальность. А почему? Потому что ещё до испытаний ракеты Р-2, Королев в голове провёл испытания ракет 3 и 4, он уже работал над Р-5 и Р-7. Р-7- та самая которая в 1957-м году выведет на орбиту Первый Спутник и та самая, что лежит в основе ракетоносителя «Восток 8К72К». Той самой ракеты, на которой находился корабль «Восток-1», которая вывела Первого Человека в Космос.
Королёв был не простым человеком. С одной стороны, о нем говорили как о цинике, скептике и пессимисте, любимой фразой которого было «хлопнут без некролога», а с другой стороны… Космонавт Алексей Леонов говорил о нем: «Он никогда не был озлоблен… Он никогда не жаловался, никого не проклинал, не ругал. У него на это не было времени. Он понимал, что озлобленность вызывает не творческий порыв, а угнетение».
Есть такой фильм «Укрощение огня», очень рекомендуем посмотреть. Фильм не биографичен, в нем сохранены только отдельные даты и вехи жизни, но в некоторых случаях он точен до фраз. И уж точно в нём Королёв показан таким, каким был. Полностью и без остатка отданным своему делу.
Что хочется сказать в заключении… В мире, описанном в нашем цикле фантастических книг, портреты Королева, Глушко, Циолковского и не только висят в любой лётной школе. Нам очень хочется, чтобы так и было, чтобы и через 500 лет их помнили - тех, кто вывел людей в Космос. Пусть будет так.
Наши книги Содержание канала: статьи с 1 по 37 и статьи с 38-...