Сегодня лишь две страны в мире смогли создать сразу два типа истребителей 5-го поколения – Соединенные Штаты и Китай. Остальные же создали один боевой самолет такого класса или ни одного.
Главной ударной силой китайской авиации является истребитель 5-го поколения «Цзянь-20» (J-20), который известен под названиями «Могучий дракон» (китайский вариант) или «Черный орел» (западный вариант). Он находится в производстве аж с 2009 года, на сегодня выпущено более полусотни таких машин. Причем есть не только одноместный вариант истребителя, но и «спарка», т.е. двухместная машина.
Однако в тени «Могучего дракона» притаился другой, менее известный, но не менее интересный представитель истребителей 5-го поколения по-китайски. Это «Цзянь-31» (J-31).
Первый полет эта машина, представляющая собой легкий вариант «стелс»-истребителя 5-го поколения, совершила в 2012 году, а два года спустя она уже приняла участие в летной программе международного авиасалона, проходившего в китайском Чжухае.
Одновременно с ней на выставке демонстрировалась и модель другого самолета-«невидимки», которому присвоили обозначение FC-31 Gyrfalcon, что в переводе означает «Кречет».
Ну, а в 2015 году – новая сенсация: модель FC-31 впервые была показана за границей - она заняла центральное место в экспозиции китайской авиастроительной корпорации AVIC в рамках Дубайского международного авиасалона.
Во внешнем облике FC-31 без труда угадывались черты как упомянутого J-31, так и ряда его зарубежных «собратьев» – американских F-22 «Раптор» и F-35 «Лайтнинг II» и российского Су-57. Включая широкое применение элементов технологии обеспечения малозаметности «стелс».
В связи с этим возникли две версии: либо FC-31 – это дальнейшее развитие J-31, либо же это, как водится, его экспортный вариант, предназначенный для поставки другим странам.
Интерес к машине был столь высоким, что компания-разработчик даже провела на выставке небольшой пресс-брифинг, в рамках которого главный конструктор самолета Лин Пен предоставил журналистам некоторую информацию по FC-31. Хотя, замечу, традиционная в таких случаях сессия «вопросов и ответов» организована не была.
Внешне китайский самолет в целом очень похож на F-35. Причем он находится примерно и в той же весовой категории: максимальная взлетная масса американской машины в базовой модификации составляет около 32 тонн, а обнародованная недавно максимальная взлетная масса китайского истребителя – около 28 тонн (хотя первоначально, в 2015 году, она заявлялась в районе 25 тонн).
«Кречет» имеет одноместную кабину, двухдвигательную силовую установку и двухкилевое оперение, а в средней части его фюзеляжа расположен один двухстворчатый отсек вооружения.
Что касается комплексов вооружения и авионики, то, по словам представителей компании-разработчика, их конкретный состав будет определяться исходя из требований заказчика.
На момент же демонстрации модели в 2015 году можно было предположить, что внизу в носовой части фюзеляжа располагается оптико-электронная система, тогда как авиационные средства поражения могут размещаться как во внутреннем отсеке вооружения (четыре управляемые ракеты или авиабомбы суммарной массой до 2000 кг), так и на шести внешних подкрыльевых узлах подвески.
Максимальная боевая нагрузка FC-31, как указывалось в распространявшейся на выставке рекламной листовке, составляет 8000 кг, а боевой радиус при размещении средств поражения только во внутреннем отсеке вооружения - 1200 км. Практический потолок – 16 км, максимальная скорость полета – М=1,8. Расчетная перегрузка - до 9 g.
По утверждению разработчика, первый полет серийного FC-31 должен был состояться в 2019 году, на 2022 год планировалось достичь начальной, а на 2025 год – полной оперативной готовности. То есть, проще говоря, поставить машину на вооружение заказчика. Хотя последних, судя по заявлениям китайских представителей, на тот момент не было (правда, разработчик утверждал, что переговоры с командованием китайских Военно-воздушных сил все же велись).
Впрочем, на дворе уже 2021 год, а информации о том, что самолет в любом из вариантов - J-31 или FC-31 - принят на вооружение китайской авиации или поступил в малосерийное производство, нет. Возможно, что с учетом успеха, сопутствовавшего J-20, принятие на вооружение легкого варианта истребителя 5-го поколения в Пекине признали просто лишним.
С другой стороны, недавно в СМИ просочилась информация о том, что «Кречет» может быть использован для создания палубной версии самолета-«невидимки», которая поступит на вооружение авианосной авиации китайского флота.
Ведь у Поднебесной уже есть два боеготовых авианосца, а в скором времени ожидается поступление и третьего, более крупного плавучего аэродрома – первого из двух кораблей, которые будут построены по новому проекту и получат ряд новейших систем, включая электромагнитные катапульты.
Тяжелый J-20 на эти корабли не сядет, а вот FC-31/J-31 – вполне. Надо лишь его немного доработать. Так что, возможно, вскоре на очередном китайском авиасалоне нас ждет очередная сенсация.
Еще по теме:
Боевой дрон Mosquito - оружие будущей войны