Найти тему
Миллениал

МАУС. Арт Шпигельман. 1980 г.

До появления Мауса Арта Шпигельмана вряд ли кто мог представить, что про Холокост можно создать комикс. Маус — это автобиография отца Арта Владека и всего того, что ему пришлось пережить во времена Холокоста.
Комикс выполнен в чёрно-белом цвете и не имеет ни одной цветной иллюстрации. Все герои делятся на крыс, котов, свиней,лягушек и собак. Каждое животное символизирует определённую сторону во Второй Мировой Войне. Крысы изображают евреев, коты – немцев, свиньи – поляков,лягушки - французов, а собаки -американцев. На первых страницах романа это кажется странным и очень непривычным, но потом ты понимаешь, что цель такого изображение очевидна. Автор даёт возможность нашему воображению самому представить, как выглядели те, про кого эта историй. Этот момент важен для понимания самой сути комикса, а также роста его популярности.

Сюжет Мауса затрагивает всё: предпосылки гонения евреев, начало войны, её развитие и последствия. Всё это показывается не через схемы сражений солдат и подвиги воинов, а через жизнь семьи Шпигельман. Последствия и влияние, которое война оказала на простых людей выражается в странностях Владека и его взаимоотношениях с сыном Артом, который в диалогах с отцом узнаёт и записывает его историю. Эту историю трудно принять, осознавая реальность тех событий. На первый взгляд война закончилась и страдания Владека тоже остались в прошлом, но это совсем не так. Он испытывает трудности в настоящем и в этом плане Арт подводит нас к мысли, что для людей, испытавших такие потрясения самое страшное это остаться одним. Точнее они не остаются одни, так как просыпается их память. Память ноет, калечит и не даёт им жить в настоящем.

Маус несёт в себе довольно сильное впечатление во время и после прочтения. Он пугает вещами, на которые способны люди. Это мощная работа в первую очередь тем, что ты сопереживаешь героям. У них нет лиц, но при этом лица есть. Твоё воображение придаёт им живость и именно поэтому Маус так сильно цепляет читателя.
Многие критики восторженно встретили работу Арта и осознали, что в литературе продолжает формироваться что-то новое. Очень странно,что сей труд в русской версии появился только в 2014 году спустя почти 35 лет.