Зимой автомобиль эксплуатируется в более сложных, а порой даже в экстремальных условиях. Поэтому риск аварий и поломок существенно вырастает. Чтобы избежать неприятностей, опытные водители готовятся к зиме заранее, следуя русской пословице о санях и лете.
Негативных факторов зимой в избытке — морозы, резкие перепады температур, лёд на дорогах, сугробы на обочинах и во дворах, реагенты, короткий световой день наконец... И даже простая подготовка к холодному сезону не только минимизирует ущерб и продлит срок службы автомобиля, но и сделает его эксплуатацию приятнее и безопаснее. Вот на что стоит обратить внимание в первую очередь.
1. Поменяйте шины
Вроде бы аксиома, но начинать надо именно с этого. Если ваша машина вдруг каким-то образом оказалась на летней резине в середине зимы, там, где дороги покрыты снегом и льдом, то использовать её стоит лишь для одной цели — чтобы очень аккуратно доехать до ближайшего шиномонтажа. Причём крайне желательно, чтобы маршрут до него был коротким и не проходил по оживлённым улицам или шоссе. Потому что вероятность аварии на летних шинах зимой возрастает многократно.
Чтобы не подвергать себя ненужному риску, просто позаботьтесь о зимних шинах заранее. Если их у вас нет, купите комплект новых покрышек, не дожидаясь первого снегопада и, как следствие, резкого скачка цен на них.
2. Подкрасьте сколы и царапины
Зимняя влага, особенно когда её обильно разбавляют дорожными реагентами, резко ускоряет процессы коррозии металла. Поэтому перед зимой лучше убрать все огрехи лакокрасочного покрытия, появившиеся за летний сезон — сколы от летевших с дороги камешков, царапины, полученные на парковках... Так машина не только станет симпатичнее, но и будет лучше защищена.
Если на приведение кузова в состояние «как новый» нет времени или средств, купите пробник краски и подкрасьте все повреждённые места кисточкой или маркером, отложив визит к автомалярам до весны. Тем более, что зимой дороги посыпают не только солью, но и песком — после зимы на капоте и крыльях, увы, наверняка появятся новые дефекты.
Надёжный, но недешёвый способ этого избежать — специальная бронирующая плёнка, защищающая ЛКП. Ею можно обклеить кузов целиком или частично — там, где «пескоструй» наиболее интенсивен. Это делают в мастерских, занимающихся покраской или детейлингом.
Наконец, осмотрите автомобиль снизу — в каком состоянии защитное покрытие? Если оно тоже повреждено, лучше сделать перед зимой дополнительную антикоррозийную обработку: порогам, колёсным аркам, да всему днищу от реагентов и песка достаётся ещё сильнее, чем видимой части кузова.
3. Приведите в порядок стёкла
Скол на лобовом стекле, мирно существовавший несколько месяцев где-то сбоку от направления взгляда водителя, одним морозным утром может превратиться в неприятную трещину. А трещина — вдруг расползтись от края до края. Всё потому, что зимой стекло испытывает серьёзные перепады температур. Снаружи оно холодное, да и водитель вынужден поливать его «незамерзайкой», у которой температура сильно ниже «нуля». А изнутри его активно греет система отопления — иначе стекло просто покроется инеем.Можно, конечно, ездить с трещинами на стекле, но пройти техосмотр с ними уже не получится. А главное, трещины ухудшают обзорность и портят щётки стеклоочистителя. Поэтому такое стекло нужно или восстанавливать — в специализированных сервисах сколы и трещины умеют заделывать так, что они становятся почти незаметными, или ставить новое – если дефект оказывается перед глазами водителя. Но современные стёкла вклеены в проём кузова, и менять их лучше в тёплую погоду, чтобы новый клей хорошо схватился.Также перед зимой, характерной коротким световым днём, нужно как следует очистить стёкла изнутри. В хорошую погоду они могут казаться безупречными, однако на их внутренней поверхности постепенно образуется тонкий налёт – жира, грязи и веществ, выделяемых интерьерным пластиком при нагревании салона на солнцепёке. И ночью, в свете встречных фар, такое стекло станет мутным – так ездить некомфортно и небезопасно. Просто стереть налёт мокрой губкой не получится — лучше использовать специальные очистители для стёкол и тряпки, не оставляющие ворса. Поверьте, сделав это, вы будете поражены результатом.
4. Проверьте систему отопления
Отказавшая в мороз «печка» быстро поставит крест на вашей поездке. Даже если вы, хорошо одевшись, не замёрзнете сами, то замёрзнут окна. Точнее, на холодном стекле будет застывать влага, неизбежно выделяемая человеком при дыхании. Победить это можно только нагревом салона и стёкол до комфортной температуры.
Поэтому перед первыми холодами включите климатическую систему на подогрев и посмотрите, насколько интенсивный и тёплый поток воздуха идёт из дефлекторов. Если его температура явно ниже ожидаемой, то виноваты могут быть воздушные пробки в системе охлаждения двигателя или неисправность управляющих механизмов — заслонок, крана отопителя и т.п. Когда воздух горячий, но дует слабо, проблема может быть с вентилятором «печки», а также из-за салонного фильтра – за лето тот мог забиться пылью, пыльцой или пухом. В любом случае, лучше посетить автосервис заранее, а не терпеть до морозов, рискуя простудиться в салоне собственного автомобиля.
5. Проверьте аккумулятор
Ещё одна деталь, способная преподнести зимой неприятный сюрприз, — аккумулятор. Потеря ёмкости или уровня выдаваемого тока может быть совсем незаметна в тёплую погоду, когда мотор заводится «с пол-оборота», а выключатели электроподогревов находятся в положении «Выкл.». Но холод резко увеличивает потребление электричества, а вот способности батареи, наоборот, уменьшает. В итоге однажды утром стартер просто не может повернуть коленвал и не запустит холодный двигатель.
Поэтому перед зимой стоит провести как минимум диагностику аккумулятора — даже если тот ещё относительно молод. Загляните в сервис или сделайте несложные работы сами. Проверьте уровень электролита в аккумуляторе и его плотность – это делается прибором под названием ареометр. Рабочие значения для раствора серной кислоты лежат в пределах 1,25–1,27 г/см3. А вольтметр покажет, какое напряжение выдаёт аккумулятор (при заглушенном моторе) и генератор автомобиля (когда двигатель работает). В первом случае должно быть не меньше 12 В, во втором – около 14 В.
Когда аккумулятор уже немолод и его состояние вызывает сомнения, лучше купить новую батарею.
6. Смените масло
До плановой смены масла ещё несколько тысяч километров – меньше, чем вы проезжаете за зиму? Формально процедуру можно отложить до весны, но лучше подстраховаться и поменять масло перед холодами. В мороз оно неизбежно густеет и хуже смазывает узлы и детали, что ведёт к их повышенному износу. А свойства масла с пробегом будут хуже, чем у нового – и в сочетании эти факторы могут заметно снизить ресурс двигателя. Или агрегатов трансмиссии.
Те, кто, наоборот, ездит много, могут на осенней замене масла в моторе залить сорт, меньше густеющий на холоде. Например, с вязкостью 0W30 вместо 5W30. Главное, чтобы такую подмену допускал автопроизводитель. И конечно, надо будет весной снова поменять его на «летнее» после окончания холодов.
Попутно стоит проверить, нет ли на двигателе, коробке передач и дифференциалах следов утечки масла. Сальники и прокладки на морозе «дубеют», и из-за этого зимой потёки могут резко усилиться.
Наконец, стоит положить в салон «зимние» коврики – такие, что могут удержать большое количество воды или снега с обуви пассажиров. И не забывайте зимой регулярно их сушить и чистить — тогда и стёкла в салоне будут потеть заметно меньше.
#авто #лайфхаки для автомобилистов