Про взятие Измаила, считавшегося в свое время самой мощной крепостью в Европе, Суворов говорил так: "На такое можно решиться только раз в жизни". Тогда, в 1790 году, русская армия, не имея численного превосходства, наносит туркам поражение, благодаря хорошей выучке и стратегии. И вот, спустя полтора столетия, в марте 1945 года, маршал Василевский Александр Михайлович должен был возглавить штурм Кенигсберга. Самой мощной крепости в Европе на тот момент, ведь город готовился к обороне всю свою историю! Множество бастионов, равелинов и фортов являлись основной обороны прусской столицы. И это не сулило нашим войскам ничего хорошего, при том, что они хоть и на чуть-чуть, но уступали фашистам в численности.
Практически каждый жилой дом был подготовлен к обороне. И в такой ситуации маршал Василевский отказывается от штурма массами войск, и решает действовать штурмовыми группами, которые проходили обучение весь март 1945 года. Общая их численность не превышала 25 тысяч, это 20 % от всего личного состава, тогда как оборонять Кенигсберг были готовы 140 тысяч немцев. Каждая наша группа могла сражаться автономно и имела прикрытие несколькими единицами бронетехники, а в состав входили помимо стрелков, минометчики, огнеметчики, саперы и фельдшера. Так же были и орудия, которые катили вслед за группой.
И вот, 2 апреля 1945 года час пробил. По городу был открыт ураганный огонь артиллерии, советская авиация постоянно бомбила немецкие позиции. А 6 апреля с последними залпами советские войска пошли на штурм. Части 43-й, 50-й и 11 армии с боями подходили к столице Восточной Пруссии, разгорались упорные бои. Причем советские артиллеристы вели огонь по окопам врага, не давая ему подняться, а красноармейцы спешно бежали вперед в это время. Советские танки устремлялись к огневым точкам, поражая их . Все это позволяло минимизировать потери и добиться первых результатов.
Впереди предстояли бои за цепь фортов по внешнему обводу города, которые не брали ни большие калибры орудий, ни самые мощные авиабомбы. Эти строения стояли в трех километрах друг от друга, а пространство между ними было укреплено и заминировано. Так, упорный бой шел за форт №6 "Королева Луиза". В ходе яростного боя наши войска смогли сломить его сопротивление, остатки гарнизона подняли белый флаг, что стоило дорого противнику. Так как после, части 43-й армии вышли к заливу и полностью отрезали Кенигсберг от внешнего мира. С этого момента кольцо все больше сжималось, бой шел за каждый дом, а красноармейцам стоило остерегаться каждого окна.
Так, по идущим танкам враг открывал огонь, наши отвечали из всех стволов, а в это время пехота заходила в здание, где в ход шло все - от огнеметов и гранат, до саперных лопат. Сопротивление противника постепенно сходило на нет. И так, район за районом, все ближе к центру. В ночь на 8 апреля немцы пошли на прорыв, танки со стороны Пиллау выдвинулись навстречу, но попали под огонь наших штурмовиков, так и не сумев помочь окруженцам, которые, хоть и имели численное преимущество непосредственно на линии соприкосновения, все равно были уже обречены. К 9 апреля 1945 года немецкая оборона была расчленена на очаги, управление войсками практически потеряно. В сумерках этого дня командующий гарнизоном фон Ляш капитулирует. Безвозвратные потери фашистов составили 140 тысяч, из них 90 тысячам посчастливилось попасть в плен. Наши безвозвратные потери составили 3,7 тыс., Это была яркая победа гения Василевского, а Кенигсберг стал вторым Измаилом.