Генное редактирование сельскохозяйственных культур и домашнего скота вскоре может быть разрешено в Англии впервые в рамках консультаций, начатых правительством в четверг.
Министры заявили, что изменение нынешних строгих правил, которые исходят из ЕС и делают редактирование генов для сельскохозяйственных культур и скота почти невозможным, принесет широкую пользу потребителям и фермерам, включая более здоровое питание, улучшение окружающей среды и улучшение благосостояния животных.
Но некоторые группы по охране окружающей среды и защите животных высказывали опасения, что ослабление правил может привести к снижению благосостояния животных, например, если технология будет использоваться для содействия более быстрому росту по сравнению со здоровьем животных или для обеспечения содержания скота в стесненных условиях.
Редактирование генов включает в себя вырезание и сплайсинг (соединение) участков ДНК в пределах одного генома, чтобы вызвать изменения, которые ранее были возможны только при длительном селекционном разведении растений и животных. Этот процесс отличается от генетической модификации, которая включает в себя введение ДНК из одного вида в другой и которая будет по-прежнему подлежать почти полному запрету.
Джордж Юстис, государственный секретарь по вопросам окружающей среды, продовольствия и сельских районов, сказал: “редактирование генов обладает способностью использовать генетические ресурсы, предоставленные матерью-природой, для решения проблем нашего века. Это включает в себя выращивание культур, которые работают лучше, снижение затрат для фермеров и воздействия на окружающую среду, а также помощь всем нам адаптироваться к вызовам изменения климата”.
С помощью редактирования генов можно было бы выращивать культуры, требующие меньшего количества пестицидов или удобрений, или обладающие улучшенными питательными свойствами. Например, помидоры, которые могут снизить кровяное давление, недавно были лицензированы для продажи в Японии. Кроме того, гены животных могут быть изменены таким образом, что это позволит выращивать домашний скот, устойчивый к основным заболеваниям, что снизит потребность в антибиотиках и, следовательно, вероятность развития устойчивых супербактерий.
Однако Питер Стивенсон, главный советник по вопросам политики в агитационной группе "сострадание в мировом сельском хозяйстве", сказал, что способы, которыми в прошлом разводили домашний скот для получения выгодных признаков, предполагают, что развитие редактирования генов будет вредным для животных. Он указал на генетический отбор для цыплят-бройлеров, в результате которого быстрые темпы роста приводили к аномалиям ног и хромоте, а у кур-несушек отбор для высокой яйценоскости вызывал остеопороз, оставляя кур уязвимыми к переломам костей.
Разведение животных, устойчивых к болезням, только подтолкнет фермеров к более интенсивному их выращиванию, добавил он, что приведет к перенаселению и снижению благосостояния животных. “Это толкает нас вниз по пути промышленного земледелия", - предупредил он. - Это укоренение устаревшей системы земледелия, от которой нам лучше отказаться”.
Гарет Морган, глава фермерского хозяйства в почвенной ассоциации, сказал: "Мы ставим под сомнение скорость, с которой правительство использует Brexit для проведения дерегулирующей повестки дня в этой области. Крайне важно, чтобы граждане и фермеры, которые не желают питаться или выращивать генетически модифицированные культуры или животных, получали надлежащую защиту”.
Профессор Гидеон Хендерсон, главный научный сотрудник Defra, сказал, что правительство четко заявило о своей приверженности соблюдению стандартов благополучия животных: “мотивация для этого заключается не в снижении стандартов благополучия животных – речь идет о преимуществах”.
Редактирование генов стало возможным благодаря разработке таких инструментов, как Crispr-Cas9, которые позволяют ученым точно нацеливать участки ДНК, удалять или изменять их, а также включать или выключать определенные гены. Разработанный в 2012 году, Crispr является дешевым и стал широко использоваться среди ученых.
Но в 2018 году Европейский суд спорно постановил, что редактирование генов по существу является тем же самым, что и генетическая модификация, и должно подчиняться тем же жестким правилам. ГМ-культуры подвергаются почти полному запрету в ЕС, хотя некоторые из них получили разрешения.
Хендерсон сказал, что разрешение редактирования генов в Англии не должно влиять на торговлю сельскохозяйственной продукцией с ЕС, крупнейшим рынком для британских фермеров. “Это должно быть учтено при нашем экспорте в ЕС – есть способы маркировки генно-модифицированных культур, чтобы они могли быть нацелены на рынки, где мы можем продавать”, - сказал он. "Это не будет препятствовать торговле и может значительно увеличить ее в некоторых случаях [с другими странами]”.
Многие ученые приветствовали правительственную консультацию, которая продлится 10 недель до 17 марта. Хью Джонс, профессор трансляционной геномики для селекции растений в Университете Аберистуита, сказал: "нам нужны продукты питания и сельское хозяйство, но нам также нужно, чтобы они перестали вредить планете. Сочетание лучшего управления земельными ресурсами и лучших урожаев может сделать это. В своей простейшей форме редактирование генов - это просто более быстрый способ найти генетическую вариацию, вызванную естественными процессами”.
Мик Уотсон, профессор биоинформатики и вычислительной биологии в Институте Рослина при Эдинбургском университете, сказал: "помимо улучшения способности животных реагировать на болезни, редактирование генов может также использоваться для создания более здоровых и здоровых животных с более высокими стандартами благополучия животных. Это может поставить передовые технологии в центр улучшения животноводства Великобритании”.
Национальный союз фермеров также приветствовал эту консультацию, которая будет подробно изложена в четверг во время онлайн-Оксфордской сельскохозяйственной конференции. Том Брэдшоу, вице-президент NFU, сказал: “Новые точные методы селекции, такие как редактирование генов, потенциально могут принести огромную пользу сельскому хозяйству Великобритании и окружающей среде и абсолютно важны для достижения наших чистых нулевых амбиций в области изменения климата”.