Найти тему

Русская баня в свидетельствах иностранцев.

Корни русской традиции париться в бане уходят в глубину веков. А значит, множество иностранцев, которые побывали на Руси не могли не составить впечатлений об этой традиции. Почитаем их свидетельства.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Арабский путешественник XI века Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри записал в своих заметках, что «купален у русских нет», зато подробно описал бани, какими он их увидел. По словам араба, это были специально устроенные дома из дерева, в которых щели были законопачены зеленоватым мхом. В одном из углов устраивали очаг из камней, а в потолке открывали отверстие для выхода дыма. Внутри всегда была емкость для воды, которой поливали раскаленный очаг, чтобы получить пар. «А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка».Таким образом, мы видим одно из ранних описаний бани, которая топилась «по-чёрному».

Узнать впечатления арабов о древних славянах можно в данной статье.

У европейцев банные процедуры русских вызывали удивление, поскольку европейцы предпочитали очищать грязь с себя скребками, а запах немытого тела маскировали духами. Марко Поло писал: «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе».. Другой пример - испанская королева Изабелла Кастильская говорила, что за всю жизнь помылась всего два раза – при рождении и перед своей свадьбой.

Русской банной традиции поражался швед Ганс Айрманн. Он записал, что русские не используют скребок, зато вместо этого у них имеется веник из сухих прутьев берёзы. Также он отметил, что летом ещё зелёные веники привозят в город на продажу, и каждый их скупает и потом сушит. А потом веник мочат в тёплой воде, которую знатные люди «проваривают с хорошими травами» и дают им себя отхлестать, чтобы вся нечистота ушла с тела. Ещё он отметил «здоровую традицию» обливаться холодной водой с головы до ног.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

В самом начале 1710-х годов неизвестный германский путешественник записал, что сам видел нагих мужчин и женщин, которые выбегали из парилки и сразу прыгали в холодную воду или в снег. Также он уточнил, что в городе и в деревне даже при самом бедном домике обязательно имеется баня.

Яков Рейтенфельс из Курляндии примерно в это же время отметил, что прежде чем заключить с русскими дружбу, нужно обязательно будет принять их приглашение сходить в баню, а потом вместе откушать за столом.

Посол Дании Юль Юст назвал русскую баню «одним из трёх докторов», которыми русские лечились от всех болезней. Двумя другими докторами он считал водку и чеснок. Юст был поражён, увидев, как в сильный мороз люди выбегали из бани и «красными, точно варёные раки» и прыгали в холодную реку возле самой бани — и так повторяли по нескольку раз.

Европейцев удивляла свобода, с которой мужчины и женщины могли посещать баню, разделённую перегородкой. И уж совсем экзотикой для иностранцев были люди обоих полов, которые потом выбегали из парилки в снег.

Несмотря на удивление, европейцы признавали, что русские люди сильно превзошли их в вопросах гигиены. Так, Риберо Санчес, врач из Испании, который служил при дворе Елизаветы Петровны, восхищался тем, насколько счастливы русские люди, нашедшие такой простой и в то же время безвредный способ сохранять здоровье. Санчес признал, что не знает никакой альтернативы русской бане — ничего такого, что могло бы принести человеку столь же великое благо. Испанец даже письменно засвидетельствовал, что половину, а то и три четверти аптек и химических лабораторий по производству лекарств следовало бы «для пользы общества» перестроить в бани.

Ну а камер-юнкер Берхольц был не столь многословен, ёмко, записав, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Пожалуй, наиболее красноречивым будет свидетельство, записанное в конце XIX века. Чтобы понять, насколько в это время русский народ продолжал обгонять Европу благодаря банным традициям, можно обратиться к записям военного атташе англичанина Уэллеслея. Он прямым текстом записал, что русские — самый чистоплотный из народов. А всё потому, пояснил в дневнике англичанин, что каждую неделю русские люди посещают "паровую баню"

Вот такой вот получился "взгляд со стороны". В следующей статье мы рассмотрим, что думают о русской бане рядовые пользователи интернета из разных стран.

Если вам понравилась статья ставьте лайки, пишите комментарии. И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые публикации.