Найти тему
AudioArt.ru

Hi-FI. Фонограммы создающие ощущение качества.

Для Hi-Fi подбирают демо фонограммы, воспроизведение которых создает впечатление, что аудиосистемы качественные.

Как известно, для уменьшения искажений акустику делают многополосной. Сигнал каждой из полос выделяют фильтрами. Фильтры крутят фазу сигнала и дают задержки. В трехполосной акустике, которую в Hi-Fi индустрии принято считать максимально качественной, фаза прокручивается несколько раз по кругу в 360 градусов. Соответственно инструменты на разных частотах звучат в разное время и с разными фазами. Ничего нового здесь абсолютно нет. Это всегда так, – весь вопрос только в мере и количестве.

Десятилетия увлечения искажениями и графиками не прошли даром. Для того, что бы получать более низкие искажения и ровнять АЧХ в линию требуется выделять полосы все ниже, и все более жестко. Результатом является автоматическое увеличение фазовых искажений и задержек. А так как фазовые искажения не нормируются, инженеры ни в чем себя не сдерживали.

Нужно в два раза снизить искажения и сделать более ровную АЧХ? Приходите в конце месяца, – сделаем. Они на работе, и им все равно. А если мерилом работы считаются искажения и ровность АЧХ, то диффузоры динамиков лучше и проще делать из пластмассы и т.д.

Во всей “красе” проблема проявилась в современных трехполосных акустических системах. Фазовые искажения в них довели до уровня, когда музыка, которая строится на едином ритмическом рисунке во всем спектре, “рассыпается” в “кашу”. А из нескольких сотен музыкальных стилей и жанров, для демонстрации качества, оказались пригодны всего полтора направления, – академическая музыка и часть джаза.

Проблема оказалось настолько серьезной, что пришлось конструировать специальные демофонограммы, которые выдают за музыку. И звать на помощь “Ребекку Пупкину”, – мем сложившийся в аудиосообществе. Мем обозначает набор каких-то “левых”, неведомых персонажей, на фонограммах которых полагается тестировать их акустику. Подробнее о Ребекке Пупкиной здесь –  Демонстрационные фонограммы: Кто все эти люди?

Возник замкнутый круг с обратной связью:

  • 1. Так как фазовые искажения в многополосной акустике неизбежны, акустику стали тестировать на фонограммах не особо критичных к фазовым искажениям.
  • 2. Такие фонограммы выигрышней звучат на акустике с меньшими гармоническими(интермодуляционными) искажениями.
  • 3.  Для уменьшения искажений (выделяем полосы все ниже, и все более жестко), и этим автоматически увеличиваем искажения фазы.
  • 4. Для тестирования начинаем использовать фонограммы, еще менее критичные к фазовым искажениям. И здесь мы снова переходим в пункт 2.

Несколько десятилетий хождений по этому кругу привело к тому, что ситуация полностью вышла из под контроля и утратила здравый смысл. Hi-Fi маргинизировался и стал вещью в себе. Для него требуются специальные фонограммы некритичные к фазовым искажениям и “правильным” набором инструментов.

Многие продавцы, что бы себя обезопасить, сразу объявляют клиентам, что реальную музыку на продаваемой ими акустике они слушать не смогут.

И если вы выбрали путь современного Hi-Fi и Hi-end, вам придется полюбить творчество “Ребекки Пупкиной”. Или делать вид, что вы ее полюбили.

Задача очень непростая, и следует реально оценивать свои силы.

По началу будет несколько необычно. Но когда вы увидите, что абсолютно все в Hi-FI и Hi-end сообществе это делают, неловкость пройдет. И вы включитесь в процесс. А по прошествии нескольких лет соберете свой набор фонограмм “Ребекк Пупкиных” и будете хорошо разбираться в их сортах.

Так же вы сможете занять много своего свободного времени прослушиванием разных звуков. Например, очень популярны звуки бьющегося стекла. Но к сожалению стекло-рок совершенно невостребованный жанр, и в нем ни кто не работает.

Продолжение: Реальная музыка непригодна для прослушивания на современных Hi-Fi системах. Глава 6Начало цикла статей: Hi-Fi мёртв, а мы еще нет. Часть 1