KISS «Carnival of Souls: The Final Sessions»
Unmasking Era группы KISS завершилась невероятно сочно: выпуском в 1997 году альбома, мягко говоря, необычного. Речь про полноформатник «Carnival of Souls: The Final Sessions», отношение к которому среди поклонников однозначным не назовешь. Так, например, непосредственный участник записи – гитарист Брюс Кулик (сыграл гитарные партии ко всем композициям, а одну песню даже спел самолично) на своем официальном сайте написал про альбом следующее: «Люди одинаково громко говорили о том, что это их любимый альбом KISS, или о том, что это худший альбом за всю историю группы».
Любопытный факт: и первое, и второе мнение является небезосновательным, а потому вполне справедливым. Все зависит от того, с какой стороны и под каким углом на это неоднозначное творение смотреть.
Чем же «Carnival of Souls: The Final Sessions» так необычен? Как минимум тем, что во время прослушивания сразу не понять, что играет именно группа KISS. А все потому, что на смену традиционному бодрому хард-року и глэм-металлическому веселью пришел гранж: темный, тяжелый, размеренный и гнетущий. Короче, яркий «карнавал» остался только в названии. Но если вспомнить, что «Carnival of Souls» - это название не только «финального безмасочного сейшена» группы KISS, но и независимого американского фильма ужасов 1962 года, то и в этом моменте ничего светлого нет.
Впрочем, чисто гранжевым альбом «Carnival of Souls: The Final Sessions» назвать тоже нельзя. Иначе, во-первых, эту пластинку горячо полюбили бы все поклонники данного музыкального направления (чего не произошло), а, во-вторых, это было бы не очередное уникальное творение Великих KISS, а какая-нибудь второсортная подделка под гранж.
Звучит «Карнавал душ» по-настоящему свежо и действительно душевно. Но если все же попытаться провести параллели с творчеством конкретных групп, то, скорее всего, получится гремучая смесь из ALICE IN CHAINS, SOUNDGARDEN и ранних BLACK SABBATH. При этом уникальный «киссовский» шарм сохранился и проявляется довольно отчетливо. Да и вокальные партии Пола Стэнли и Джина Симмонса сразу выдают «зачинщиков» этого «безобразия». Их голоса не спутать ни с кем.
Вообще, появление гранжевого альбома в дискографии KISS случайным не назовешь. Каждому поклоннику группы известно, что Джин и Пол – те еще модники, которые всегда идут в ногу со временем. Не исключено, что именно по этой причине дебютный альбом KISS 1974 года выпуска звучит как изрядно огрубевшие THE BEATLES, а творчество 80-х годов – как добротный (и невероятно тогда востребованный) глэм-метал.
На момент записи альбома «Carnival of Souls: The Final Sessions», т.е. в период с 1995 по 1996 год, самым модным музыкальным стилем был гранж. Да и сравнительно недавняя трагическая смерть Курта Кобейна, являвшегося самым ярким представителем всей гранжевой движухи, только подогревала и без того нехилый ажиотаж вокруг этого рок-направления. По всей видимости, Джин с Полом не преминули всем этим воспользоваться.
Но, опять же, это не слепое копирование, а полное субъективное переосмысление нового жанра уже давно состоявшимися рок-звездами мировой величины. Плюс к этому талант бессменных участников KISS создавать по-настоящему хитовые песни, надолго заседающие в голове, здесь проявился в полной мере. Несмотря на то, что это самый тягучий и самый длинный альбом за всю историю группы (аж целых 60 минут и ещё 11 секунд!), слушается он на одном дыхании помногу раз.
Что удивительно, «Carnival of Souls» вечно «голодными акулами» шоу-биза почему-то особо не раскручивался. Клипов на песни с альбома не снималось, да и сингл был выпущен всего один - «Jungle». Никакого тура в поддержку тоже не было. Более того, ни одна песня с «Карнавала душ» ни разу не исполнялась участниками KISS на концертах: ни в те времена, ни впоследствии.
Оформление альбома – это отдельная тема. Для группы такого солидного уровня арт очень скромный и даже во многом любительский, в чем можно лично убедиться, взглянув на опубликованные здесь сканы буклета. Хотя… может, это просто дань эстетике D.I.Y. (do it youself), которая глэм-металлистам чужда, а вот гранжерам, как прямым наследникам панк-движения, напротив, невероятно близка.
Словом, музыкантами и продюсерами по каким-то одним им ведомым причинам было сделано все, чтобы этот отличный альбом прошел незамеченным. Но даже при таком хилом промоушене результат оказался весьма впечатляющим. Нет, «золотой» статус альбом не получил. Однако, 27-е место в чартах Billboard – это для достаточно тяжелой, угрюмой, экспериментальной, а потому совершенно нетипичной работы тоже неплохо. Более того, композиция «Jungle» по итогам голосования читателей журнала «Metal Edge» получила статус «Песня года», а среди тогдашних альбомов так называемого мейнстрим-рока этот сингл и вовсе достиг 8-ой позиции. И это, повторюсь, без какой-либо внятной (с точки зрения шоу-бизнеса, особенно американского) поддержки. Впрочем, на верных «солдат» интернациональной АРМИИ KISS, как всегда, можно положиться.