Найти тему
Мото - цикл!

Как правильно и безопасно тормозить на мотоцикле?

Оглавление
Катаемся на мотоцикле :)
Катаемся на мотоцикле :)

Торможение мотоцикла - сложный элемент техники езды, который может привести к заносу и аварии.

Способность затормозить мотоцикл - это зачастую тонкая грань между жизнью и смертью. Представьте, что вы едете на любимом двухколесном транспортном средстве. Крейсерский темп, никакого безумия. Вы входите в глухой правый угол. В центре дуги вы видите медленно движущийся сельскохозяйственный трактор. Грузовик в обратном направлении. На курсах вождения вас научили единственной открытой истине - никогда не тормозить передним тормозом на поворотах! Так чем ты занимаешься?

Теоретические основы торможения мотоциклов

Подавляющее большинство мотоциклов, путешествующих по дороге, имеют два колеса. И спереди, и сзади установлены тормоза. Каждое колесо имеет особое сцепление с поверхностью, которое зависит от веса мотоцикла, типа грунта, типа и состояния шины и т. д. Не вдаваясь в физику, можно сказать, что в процессе торможения можно использовать 100% потенциального сцепления колеса с дорогой. После превышения предела сцепления происходит проскальзывание, которое нарушает явления, ответственные за устойчивость транспортного средства, и может привести к падению.

Следовательно, торможение с мотоциклом предполагает приближение к пределу 100% сцепления таким образом, чтобы не превышать его. Здесь ключевое значение имеют навыки водителя и, возможно, наличие на борту ABS.

Как тормозить, чтобы не порвать сцепление?

Торможение на мотоцикле, не оснащенном ABS, требует от гонщика большого мастерства. Доступно только при напряженных и длительных тренировках. Научитесь читать сигналы, подаваемые колесами автомобиля, и реагировать соответствующим образом. Причем это должно быть возможно в стрессовых и неожиданных ситуациях.

Система ABS может во многом избавить мотоциклиста от ощущения пределов сцепления с дорогой. Он измеряет скорость вращения колес и в случае появления симптомов блокировки снижает давление в тормозной системе на долю секунды. Это позволяет тормозить на пределе сцепления, т.е. с максимальной эффективностью.

Торможение при движении по прямой

При движении прямо вперед использование сцепления колес для устойчивости мотоцикла незначительно. Почти весь его запас остается доступным в случае необходимости в тормозной системе. Торможением мы снимаем нагрузку на переднее колесо и разгружаем заднее колесо. Таким образом, сцепление с дорогой переднего колеса увеличивается, а сцепление с дорогой заднего колеса уменьшается. Следовательно, задержки, возможные при использовании передней тормозной системы, значительно больше, чем задержки, возникающие при использовании задней системы.

Не исключено, что заднее колесо полностью разгружено и его сцепление упадет до нуля. Тогда возможность торможения задним колесом становится нулевой. Также следует иметь в виду тенденцию мотоцикла вращаться вдоль оси переднего колеса, то есть катапультировать гонщика на лицо. Это тем более выражено, чем короче колесная база мотоцикла. Современные противобуксовочные системы также способны защитить от этого явления.

Торможение при движении по кривой

Предостережение в самом начале. Следующие рекомендации относятся к экстремальным ситуациям и экстренному торможению при угрозе для жизни!

Мотоцикл, который входит в поворот, в значительной степени использует запасы сцепления шины с дорогой за счет центробежной силы. В крайнем случае, на высоких скоростях и в крутых поворотах можно использовать до 100 процентов. Затем вы чувствуете характерный поток шины. В большинстве случаев переход через этот барьер - это приглашение в канаву. К счастью, при вождении в развлекательных целях тяговая нагрузка на колеса при прохождении поворотов является лишь частичной. Это позволяет при необходимости использовать тормозные резервы. Однако следует помнить о нескольких вещах.

Во-первых, независимо от того, имеет ли мотоцикл систему ABS или нет, направление прижимной силы передней части мотоцикла будет наклонено наружу поворота. В большинстве случаев это приведет к склонности транспортного средства подниматься из наклона и ослаблять управление мотоцикла. К этому нужно быть готовым. Также у меня была возможность водить мотоцикл (чоппер), который в этой ситуации сжимал поворот и проявлял тенденцию к увеличению угла складывания. Все дело практики.

Во-вторых, направление вышеупомянутой силы приведет к тому, что явление нагрузки на переднее колесо будет значительно меньше. Поэтому в таких ситуациях важно также использовать тормозную систему задних колес.

В-третьих, чрезвычайно важно, чтобы водитель прилагал силу торможения как можно мягче, так как это всегда будет иметь разрушительное влияние на устойчивость мотоцикла.

В-четвертых, все описанные выше явления, возникающие во время торможения на изгибе кривой, пропорциональны углу наклона мотоцикла. В ситуации, когда есть возможность продлить поворот, это необходимо сделать.

В-пятых, любое превышение пределов сцепления почти всегда приводит к падению. Особенно если речь идет о переднем колесе.

Могут ли электронные устройства помочь мотоциклисту при торможении на повороте? По использованию резервов сцепления - да. Что касается обеспечения устойчивости мотоцикла - в значительно меньшей степени.

Практика, практика, практика ...

Вначале упоминалась ситуация, которая была кошмаром для мотоциклистов. Что делать в этом случае? Конечно, тормозить. Однако для этого нужны часы практики. Упражнения, которые могут спасти жизнь. Даже если бы они закончили шлифованием на пустом месте, так было бы лучше, чем под колесами грузовика. Электронные устройства, такие как ABS или ее развитие в противобуксовочной системе, могут многое для нас сделать, но они все же лишь дополняют навыки водителя мотоцикла.