Найти в Дзене
Земля круглая, проверено!

«Румын? Нет, болгарин!» Новое о Дракуле: как харрасмент сделал Цепеша монстром, или #draculatoo

Любой понимает – довольно странно радоваться тому, что какие-то фрагменты твоего ДНК совпадают с фрагментами ДНК некоего великого деятеля прошлого: ты, человече – это лишь то, что ты знаешь, умеешь, делаешь. Или, напротив, не делаешь. Скажем, существует научно установленный факт: в половине западноевропейских мужчин (и в 70-ти процентах британских) присутствует генетический след Тутанхамона – и это знание, наверное, является формирующим сознание, хотя людей такое родство лучше точно не делает. Возможно, даже делает хуже – Тутанхамон был носителем тьмы наследственных болезней, включая гемофилию.

Согласитесь, так себе пращур
Согласитесь, так себе пращур

Это я к тому, что тут вот недавно у болгар случилась внезапная радость, но завидовать мы им погодим: князь валашский Дракула оказался болгарином и вообще – нынешняя Румыния и Молдавия, оказывается, были не только задворками (Второго) болгарского царства, но и оставались в болгарском культурном ареале вплоть до XVII века. Сам же Влад Цепеш вроде даже был болгарином по крови – не знаю, уж как это, при тогдашних-то подходах к заключению династических браков, но это постулируется вполне уверено.

-2

У меня про Дракулу была подробная статья (ТУТ) и я даже рассказывал о том, что румыном себя князь точно не считал – по-славянски молясь, ведя переписку, беседуя с подданными. Теперь вот выяснилось, что «по-славянски» означает «по-среднеболгарски».
Профессор Николай Овчаров – ученый вполне уважаемый, хотя многие его числят по разряду фолк-историков. Вы эту категорию ученых знаете: «Адам и Ева говорили по-украински», «Великое княжество Литовское было белорусским государством», «этруски звали себе «эт русские». Для такой категории исследователей, история – это национальная гордость, опрокинутая в прошлое.

Профессора Николай Овчаров и Пламен Павлов представляют свое открытие
Профессора Николай Овчаров и Пламен Павлов представляют свое открытие

Но степень шовинистической ушибленности бывает разной: у Овчарова, скажем, патриотические гематомы занимают не всю поверхность мозга, а лишь периферийные такового отделы. В общем, достоверность его утверждений если не абсолютна, то довольно высока. Итак, почему Дракула – наш (ну, или почти наш)?
Тот факт, что румынский язык начисто отсутствовал в средневековом деловом обороте, известен давно. Собственно, не было его тогда – румынского: бытовало лишь некое просторечие романского корня.

Скрепная и посконная Трансильвания
Скрепная и посконная Трансильвания

Ну, а поскольку не было у крестьян в ту пору ни малейшей нужды в развитом понятийном аппарате, то состояла эта плебейская говорка из нескольких сотен слов: «пора пахать, время жатвы, давай выпьем, от кого она понесла» и тп - об астрономии или философии на проторумынском было никак не поговорить.

Здесь все то же можно посмотреть, а не почитать:

А вот на языке трансильванской и валашской аристократии потрепаться о очень даже получалось. Вот, нашел ТУТ несколько грамот Влада-папы (отца Цепеша), грамот его предшественников, наследников (ТУТ) , а также просто валашских бояр. Я по части палеографии совсем не копенгаген, но читается это легко и даже понимается практически без напряжения. Вот, для примера, цитата из грамоты Влада II Дракулы (да, никнейм этот получил папа, а сын только унаследовал):

Вот, почитайте, поупражняйтесь
Вот, почитайте, поупражняйтесь

«В Христа Бога благоверны и благочестивы и Христолюбивы Ио Владислав воевода и господин. Милостию Божию и Божием дарованием обладющуми и господствующи мы всей земли угровалахийской и запланинским странам Амлашу и Флаграшу херцег. Благопроизволи Господь ми своим благыим произволением, чистым и светлыим сердцем и дарова ми господь сеи всечестныи и благообразны и препочтенны, иже над всеми чести и даров надстоящи Хрисовул Господь ми».

Оригинал выглядит как-то так
Оригинал выглядит как-то так

Нашему брату понятно здесь все и звучит написанное вполне по-русски – только что организовано предложение как-то хитро, так что смысл улавливаешь отнюдь не слёту. Ну, такова специфика тогдашнего "высокого штиля". В любом случае, дайте себе труд почитать одну такую грамотку (она, напомню, написана на среднеболгарском), а потом погрузитесь во что-нибудь актуально-болгарское. Результат вас поразит: словно с родного перешли на иностранный.

Если есть охота, то и в болгарском поупражняйтесь
Если есть охота, то и в болгарском поупражняйтесь

Ну, во избежание всякой «задорно-фоменковщины», укажу, что объяснение этому есть и вполне научное: современный русский – он наследник церковно-славянского, да не просто, а того, что был сбережен и развит в Киево-Могилянской академии. В Москву же его принесли при Петре I-м в качестве языка высокой культуры. А собственно болгарский корчился 400 лет под турками и из него скроили потом полноценный литературный язык к середине XIXвека.

Условия формирования родного языка современные болгары живописно представляют вот так
Условия формирования родного языка современные болгары живописно представляют вот так

Скроили из того, что было – то есть, из крепко искореженной веками чужеплеменного ига простонародной речи. В общем, Влад Дракула говорил, скорее, по-русски, чем по-болгарски – и в этом заявлении есть лишь совсем пустяковая натяжка. Опять же, о самосознании Влада это не говорит нам ровным счетом ничего: он понимал себя не румыном, болгарином или венгром, а князем и рыцарем, потому равный положением турок или португалец был ему ближе, чем любой земляк. Потому все построения болгарской профессуры – это пресловутый «сферический конь в вакууме», черепометрия, а также всякий там крове-почвенный анализ. И тем не менее Овчаров указывает (ТУТ), что он установил родственную связь между Мирчо Старым, дедом Дракулы-Цепеша, и болгарскими царями из династии Асеней. И носил родовое имя: полное звучало так Иоанн Влад.

И в том строю (болгарских царей) есть промежуток малый и этот промежуток для него - для Цепеша
И в том строю (болгарских царей) есть промежуток малый и этот промежуток для него - для Цепеша

Сами Дракулы, папа и сын, представляли род Басараб, а таковой происходит от захудалой ветви болгарской царской фамилии. По правде говоря, XVвек сам по себе окутан густым туманом мифов, лжи, корыстных придумок, так что профессорские построения зиждутся на очень зыбких основаниях в виде допущений и экстраполяций. Но, в любом случае, вы теперь знаете правду и ваш мир уже не будет прежним: Цепеш, как и Киркоров, не румын, а болгарин.

Брата бы данное открытие наверняка оставило равнодушным
Брата бы данное открытие наверняка оставило равнодушным

Не обошли молчанием болгары и знаменитую жестокость Влада. Они объясняют ее, пардон, психотравмой содомии. Румыны, например, тоже любят самого знаменитого из упырей, но оправдывают его тем, что жестокости Владу приписали недоброжелатели: вот любил человек родину, мечтал о «Ромыния маре», а его за это гнобили и загнобили вконец. Хотя никто не отрицает, например, что Цепеш посадил на кол 20 тысяч турок, завершая поход 1462 года.

-11

Современные авторы указывают, что у Влада были умельцы, которые использовали особый метод истязания: усаживали казнимого таким образом, чтобы деревянный штырь вонзался человеку в гениталии и появлялся изо рта, при этом жизненно важные органы не задевая. В общем, знаменитый «Лес колов», который запомнился современникам, потомкам и даже упомянут Виктором Гюго – он точно шумел-колыхался много часов стонущей, корчащейся и кровоточащей человеческой плотью. Известна также пара-тройка квазиисторических анекдотов о суровости Цепеша. Он будто бы велел прибить гвоздями тюрбаны к головам османских сановников, которые не захотели ломать перед князем шапки. Или, например, пригласил к себе на пир нищих и бездомных земли своей, а по окончании вечеринки спросил: «Хотели бы вы никогда больше не знать бедности?». «Ага, хотели бы!» – услышал князь такой ответ и всех тут же пожёг.

-12

Но, во-первых, говорят румыны, на тутошних землях была древняя традиция колопосажения еще со времен гуннов – от тех самых пор местное начальство любило это дело и знало в нем толк. А, во-вторых, была от такой казни всем сугубая польза: известно, скажем, что у фонтана в своей столице Тырговиште велел Влад поставить золотую чашу и во все годы его правления никто не посмел ее украсть. Правда, говорят, и пить из нее никто не смел, но это дело десятое. Я в румынском не силен, но, бают, у этого народа до сих пор ходит присловье – «Где ты, Цепеш-господарь!?». И будто бы произносят его всякий раз, сталкиваясь со взяточничеством и мздоимством, то есть, видимо, часто.

-13

Но это (про чашу, то бишь), подозреваю, того же рода присказка, что и знаменитое: «Из конца в конец империи Чингисхана могла без опаски пройти невинная дева с кошелем золота». Сомнительно как-то: вот честно, менее всего на свете хотел бы я оказаться одинокой девицей в Орде! Но вернемся к разночтениям по поводу истоков цепешевой жестокости: болгары тут ударились во фрейдизм. По их сведениям, султан Мурад II был охоч до юношей.

Мурад II-й собственной персоной
Мурад II-й собственной персоной

В год, когда Влад был при его дворе заложником, Мурад регулярно насиловал парней, что состояли при его дворе живыми гарантами миролюбия своих папаш-князей. Видимо, и Цепешу перепадало – в этом и коренится его страсть к колосажанию.
Ну, и, в завершение, примечательный факт. Как у любого приличного святого, мученика, подвижника, у Влада IIIЦепеша, который звал себя еще «Дракуля» (Дракула), наличествует не один комплект мощей, а два. Новые обретались всякий раз, когда Румыния пыталась «стать великой снова». В 1933-м в монастыре Снагов, под алтарем тамошней церкви, нашли сперва груду костей: решили – вот он, Отец отечества Влад!

Вот тот самый Снаговский монастырь и та самая церковь
Вот тот самый Снаговский монастырь и та самая церковь

Пригляделись – нет, тут лошадиные мослы. Покопали за алтарем и – о, чудо! Скелет без черепа в богатой средневековой одежде: точно, Влад! Его-то голову-то как раз отвезли султану! После Второй мировой, однако, какие-то буквоеды начали ковыряться в источниках и выяснили: нет, в Сагове Цепеш покоиться никак не мог – далеко от места гибели. И немедленно нашли в 70-е в монастыре Комана еще одного безголового и тоже прилично одетого: в общем, обоих принято ныне считать Цепешами - хотя поди знай.

А это румынский же монастырь Комана
А это румынский же монастырь Комана

Дело теперь за болгарами: пока они только теоретически причислили всепланетного селебрити-упыря к своим. Надо бы, если по уму, еще и прах обрести.
Если в этом длинном сумбурном тексте искать мораль, то вот она: нет в истории никакой морали. И еще: искать в далеком прошлом своих – дело зряшное. Там все чужие. И слава богу – береги нас боже от такой родни и авторитетов!

-17