Найти тему

Другое Федорино горе, или Забытая поэтесса

Чем хороши старые журналы - в них можно найти не только забытые хорошие тексты, но забытых авторов хороших текстов.

Эта история началась с найденного в пятом номере за 1929 год стихотворения "Федорины помидорины".

1.

Купила Федора

Шесть помидоров.

Клала пяток

Варить в кипяток.

Очков не надела,

Шестой проглядела,

И попал помидор

На помойку во двор.

2.

Выползло солнце из тучи,

Торчит над сорною кучей.

Увидел петух помидорину.

Тут петуха раззадорило.

Находкою он не побрезговал,—

Раскрошил посреди двора вдребезги...

3 .

Спешил двором

Маляр с ведром!

Пришел со старьем

„Старье берем",

Полотер с длинною щеткой,

Гражданин с козлиной бородкой

И Федора об эту пору

Вышла позвать полотера

И ради важного дела

Даже очки надела.

4.

Маляр спешил домой,

Помидор швырнул долой,

Поскользнулся с ведром и...

бряк!

А за ним кувырком подряд:

„Старье берем"

Со своим старьем,

Полотер со щеткой,

Гражданин с бородкой.

Гражданин рукою махнул

И с Федоры очки смахнул...

5.

Тут все зашумели, заспорили:

Кто очки раскокал Федорины?...

Кабы солнце сидело за тучей,

Не торчало б над сорною кучей,

Не видал бы петух помидорины.

Петуха бы она не раззадорила.

Кабы Петька находкой побрезговал,

Не крошил помидорину вдребезги,

А маляр, когда шел домой,

Не швырнул помидор долой.

Не упал бы маляр с ведром,

Не толкнул бы „старье берем“,

А тот — полотера со щеткой,

А тот — гражданина с бородкой,

Гражданин бы рукой не взмахнул

И с Федоры очков не смахнул.

6.

А пока обсуждали да спорили,

Петух доклевал помидорину,

Подобрал хохолок

И побрел в холодок.

-2

Автором стихотворения значилась неизвестная мне Н. Саконская. Честно говоря, информацию в большинстве авторов, писавших в "Мурзилку" в 20-е годы, искать бесполезно - они так и остались фамилиями в журнале.

Однако Нина Павловна Саконская оказалась исключением.

-3

Просто она была очень хорошей поэтессой и ее книги достаточно долго переиздавались и после смерти автора. Забывать Саконскую начали только при развитом социализме - последнее издание ее стихов, книжка "Про четыре цвета", вышла в 1977 году. До конца Советского Союза сборники ее стихов еще попадались в библиотеках, но чем дальше - тем реже. Ну а в новые времена пески времени стерли память о ней окончательно.

-4

Занятно, что и самое первое издание, увидевшее свет в 1927 году, называлось "Книжка эта про четыре цвета". Такая вот жизнь получилась - от цветов до цветов.

-5

В промежутке было много чего. Книги Нины Павловны иллюстрировали лучшие советские художники. Вот, например, иллюстрации Лосина к, наверное, самому известному стихотворению Саконской "Где мой пальчик".

-6

Ее стихи правились в соответствии с политическим моментом. Сравните, например, последний куплет в "Песенке самых счастливых" прижизненного 1950 года издания

-7

и в "далеко посмертном" сборнике 1972 года.

-8

Я не буду подробно рассказывать о жизни Нины Павловны Саконской, ограничусь самыми интересными эпизодами.

Мемориальный псевдоним

Для начала - никакая она не Нина и не Саконская. Звали ее Антонина Грушман, по мужу - Соколовская. А псевдоним "Нина Саконская" она взяла в память о рано умершей гимназической подруге.

Из революционеров - в капиталисты

Кстати, Грушман - тоже не настоящая фамилия. У ее отца, Павла Александровича Грушникова, были проблемы с законом из-за увлечения революционными идеями, вот и пришлось менять фамилию. Впрочем, женившись в сибирской ссылке на жительнице Красноярска Александре Герасимовне Маклыгиной и остепенившись, с революционной деятельностью бывший одесский журналист завязал, переехал с семьей в Баку и подался к антиподам революционеров - в капиталисты то бишь.

Мама Александра Герасимовна
Мама Александра Герасимовна

В самом прямом смысле - на новом месте папа преуспел, разбогател и стал владельцем двух нефтяных компаний. Много занимался благотворительностью, в частности, был одним из спонсоров строительства Бакинской детской больницы.

В семье было пять дочек: Мария, Антонина, Оля, Нюра, Валя и сын Сергей. Все они получили прекрасное домашнее образование, всех учили музыке, и все было хорошо.

О хорошем отношении к прислуге

Но потом грянула революция. Отцовские компании были национализированы, из двухэтажного особняка семейство Грушман выселили.

В это же время умирает мама, а Павел Александрович от всех этих потрясений сходит с ума.

Хотя старшие дети были уже практически взрослыми, они были совершенно не приспособлены к жизни. Спасла всех работавшая у Грушманов кухарка - бывшая прислуга взяла детей к себе, на остатки денег они открыли небольшую столовую с домашней кухней, где и трудились научившиеся готовить сестры Грушман.

Футуристка

Выросшие дети разъехались, Антонина Грушман перебралась в Москву, где вскоре и стала подающей надежды поэтессой Ниной Саконской.

Нина Саконская с сыном Александром Соколовским
Нина Саконская с сыном Александром Соколовским

Надежды она подавала действительно серьезные, достаточно сказать, что в книге знаменитого футуриста Алексея Крученых «Сдвигология русского стиха: Трактат обижальный и поучальный», вышедшей в 1923 году, одна из глав называется «От импрессионизма к сдвиговому образу. Образы сердца, по стихам Н. Саконской».

Но создательницей нового поэтического языка она не стала - после рождения сына Нина Павловна начала писать детские стихи и в этом жанре нашла свое призвание.

-11

Привет с того света

В 1930-е годы Саконская получила неожиданный привет от давно умершего отца. Ее вызвали в НКВД. Сами понимаете - как это воспринималось в те времена. Но, неожиданно, визит закончился не горем, а радостью.

Оказывается, еще до революции рачительный родитель застраховал всех своих детей, открыв каждому счет в английском банке. И теперь альбионские банкиры искали в СССР если не самих вкладчиц, то хотя бы наследников. После этого вызова все сестры довольно долго получали валюту, которую можно было потратить в торгсинах.

Последний день Цветаевой

В войну Саконская была в эвакуации в Елабуге, где выживала, давая уроки музыки и близко сдружилась с Мариной Цветаевой. Лидия Либединская вспоминала: "Она была последней из эвакуированных (кроме Мура), кто видел Цветаеву вечером накануне самоубийства. Цветаева была у нее накануне. В закутке елабужской комнаты Саконской висело бакинское сюзане, которое она привезла с собой. Вышитое на сатине – тогда это модно было, надо было как-то стены прикрывать. Это сюзане было большое, как ковер. Саконская рассказывала, что Цветаевой оно очень нравилось. Оно спускалось со стенки и накрывало пружинный матрац, а рядом стояла настольная лампа, которую Саконская тоже привезла с собой из Москвы. Цветаева любила садиться в свете лампы на фоне сюзане. Саконская так и запомнила ее в предпоследний вечер. И еще она сказала, что отговаривала ее уезжать. А на следующий день Цветаева покончила с собой".

Н. Саконская в эвакуации.
Н. Саконская в эвакуации.

После войны Нина Саконская очень активно издавалась, ее стихи были очень популярны. «Песенка о метро» даже попала в антологию «Русская советская поэзия». По мнению Веры Инбер, в этих строках чувствуется «летучая, но устойчивая душа песни, отчасти напоминающая эфирные масла, без которых духи не духи… и песня не песня, а приросшие к бумаге стихи».

-13

Умерла Нина Павловна в 1951 году от болезни сердца. Вот фото похорон, крайний справа мужчина - Лев Кассиль, тогда классик и мэтр, а ныне тоже практически забытый писатель.

-14

Сегодня Нину Саконскую уже практически никто не помнит и тем более не издает. Сначала жизнь закончилась, потом и память.

Это грустно, но естественно. Такова судьба всех людей, и писатели - не исключение, разве что память живет чуть дольше. Обеспечить себе бессмертие - удел единиц, а остальные...

Остальные рано или поздно уйдут окончательно. Как и все люди, жившие когда-то на этой Земле.

Это как в детстве, когда улетает шарик. Грустно, но нужно смириться.

Как в финале ее первой книжки

По бульвару вечерком
все гуляют вчетвером,
и дедушка старенький
продаёт им шарики.

Зинин - синий,
Алёнин - зелёный,
Мотенькин - жёлтенький,
а Тасеньке - красненький.

Вот идут рядком, и вдруг
вырвались шары из рук:

Зинин - синий,
Алёнин - зелёный,
Мотенькин - жёлтенький,
и Тасенькин - красненький.

-15

Это глава из моей книги "Жизнь примечательных людей - 2". Книгу можно прочитать здесь - https://author.today/reader/41953/326649