Ностальгия по Советскому Cоюзу сопровождает россиян с самого распада. В социологии даже появился такой термин — индекс ностальгии по СССР. Нам привычней жить на улицах Ленина, Советской или Пионерской? Почему мы вдруг стали видеть «отретушированную» картинку? Обсудили в программе «ПРАВ!ДА?»
Когда мы говорим об СССР, с теплом вспоминаем страну, где всё было настоящим, о каком периоде мы говорим?
Когда вспоминают утраченный «золотой век» СССР, наверное, речь идёт о среднем брежневском периоде, о позднем брежневском периоде. Вряд ли вспоминают перестройку Горбачева. Вряд ли вспоминают Хрущёва и ещё более ранних руководителей. Апеллируют к этому более или менее недалёкому и относительно ещё памятному времени. Людей, которые помнили Сталина и которые сейчас могут рассказать реальности 30-х годов, наверное, практически и нет. И дети, которые родились ещё при Иосифе Виссарионовиче, не являются полноценными носителями информации о том периоде.
Но ещё достаточно много людей, которые помнят времена Леонида Ильича и могут рассказать, поделиться впечатлениями о том, как они жили. Тогда у них была молодость: небо было голубее, трава зеленее. И, конечно, им жилось веселее тогда, чем сейчас. Это вполне логично.
Кто в первую очередь является носителем этого мифа об СССР, ностальгии по ушедшей стране?
Эта мода на ностальгию по СССР почему-то накрывает и вполне средний возраст, от 30 до 50 лет примерно. Это интересный феномен. Возможно, он феномен во многом связан личностной инфантильностью, которая сейчас развивается и у совсем молодёжи, и у людей уже довольно взрослого возраста. Это нежелание нести ответственность за собственную жизнь, за собственное образование, за образование своих детей, за своё здоровье и будущее. Хочется куда-то переложить.
Каким образом советский миф сегодня себя воспроизводит?
Тут произошёл известный эффект слипания. То есть весь семидесятилетний период слипся в некий большой образ, из которого, как обычно бывает, люди выбирают то, что им больше всего по нраву. На самом деле, когда люди ностальгируют по СССР, они одновременно ностальгируют и по тому, что называется стабильностью брежневского периода, и по сталинской жестокости в уничтожении коррупционеров, взяточников и всех, кто живёт по лжи, и по оттепели и огромному расцвету искусства и гуманизма. Они даже ностальгируют по свободе перестроечных времен. И даже многие ностальгируют и по этому самому ленинскому периоду, когда «прижимали буржуев», «пускали кровь» олигархам и забирали у них всё неправильно нажитое.
Чем меньше люди видят личных перспектив в нынешнем времени, тем, по такой старой российской традиции, чаще и с большим вожделением они обращаются к прошлому. Обращаются назад — туда, где была и трава зеленее, и жизнь справедливее.