Найти тему
Валентина Яроцкая

Дом, в котором живут куклы и кошки (о Санкт-Петербургском музее кукол)

Судьба кукол, рождающихся в руках мастеров, и прославленных, и безвестных, складывается по-разному. Кто-то попадает в сообщество коллекционных кукол, чопорное, скучноватое, хранящееся вдали от любопытных и любознательных детских глаз. Кому-то везёт попасть в шумную компанию игровых кукол и стать воспитанницей заботливой и любящей девочки-мамы. Кого-то относят в подарок капризной девчонке, которая настолько избалована куклами, что уже разучилась им радоваться. Кому-то предстоит утешать больную, умирающую девочку, как в известной истории, описанной В.Г. Короленко в повести «В дурном обществе».

Разные судьбы у кукол и у людей. Судьба тех кукол, которые попали в руки петербургского коллекционера, мастера кукольных дел Галины Николаевны Варенюк, сложилась не просто удачно, они попали в такое место, где живёт счастье.

Люди, влюблённые в куклы, знают, что живёт на белом свете волшебница, которая вместе со своими учениками создаёт уникальные куклы. А как по-другому определить профессию женщины, если она организовала «Потешный промысел», на основе которого 31 мая 1999 года официально был открыт один из первых негосударственных музеев России – Санкт-Петербургский музей кукол? Я по-другому назвать не умею. Для меня и многих других взрослых и детей, приобщившихся к миру кукол, директор Санкт-Петербургского музея кукол – это именно волшебница, цель жизни которой – дарить радость людям, показывая кукол, и дарить радость куклам, показывая им людей. «Какая тонкая работа – счастливым сделать хоть кого-то…» – это из песни Юнны Мориц о волшебниках, так вот к Галине Николаевне это относится в полной мере. При этом она сама о себе говорит в фильме, посвящённом музею, именно так: « Вся моя работа – это игра в куклы». Скажите, разве обыкновенный человек так о себе будет говорить?

По профессии я учительница. Преподавала сначала историю, потом русский язык и литературу. В семье росли сыновья. Так что пока работала, от кукол была я очень далека. Вспоминала о них только на уроках, когда речь в литературных произведениях заходила именно о куклах. Читали и обсуждали разные отрывки из произведений, в зависимости от возраста учеников, например:
– «Куколка покушает, потом и советы дает, и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису, та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Хорошо ей было жить с куколкой».
Или вот:
– «Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала…»
А вот ещё:
– « Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку…»
Или это:
– «Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги – не могу видеть…»
Разбирали на уроках отрывки из произведений Александра Пушкина, Владимира Короленко, Евгения Носова…

Иллюстрация Г.Н. Фитингофа  к  повести В.Г.Короленко "В дурном обществе".
Иллюстрация Г.Н. Фитингофа к повести В.Г.Короленко "В дурном обществе".

Когда вышла на пенсию, то обнаружила вокруг себя массу интересных вещей. Сначала заразилась вязанием игрушек амигуруми. Потом погрузилась в историю и увлеклась изготовлением народных тряпичных кукол. Потом захотелось узнать о куклах больше, больше…Виртуальные экскурсии привели меня на сайт музея кукол в Санкт-Петербурге. Посмотрев два фильма Иннокентия Иванова о музее кукол, я уже ни о чём другом не могла мечтать, как только увидеть этот музей, волшебницу Галину Николаевну и её замечательное кукольное царство-государство.

Надо сказать, что и раньше бывать в Петербурге мне приходилось довольно часто. Но я и предположить не могла, посещая часовню матушки Ксении, святой Ксении Блаженной, покровительницы Санкт-Петербурга, что нахожусь рядом с ещё одним чудом великого города… Оказалось, что адрес музея кукол – Камская, 8. А часовня Ксении и музей, открытый в её честь в 2018 году, находились рядом: Камская, 22.

Санкт-Петербург, улица Камская, 8. Музей Кукол.
Санкт-Петербург, улица Камская, 8. Музей Кукол.

И вот в очередной приезд в Петербург я еду на улицу Камскую. Переезд на метро до станции Василеостровская, а потом пятнадцатиминутная пешеходная прогулка по прямым линиям улиц знаменитой Петроградской стороны. Здание музея узнаю сразу. Ведь столько раз видела его в Интернете, на фото. Знаю, что это бывший детский сад, построенный ещё до войны, в 1939 году, по типовому проекту.

За время моего короткого пребывания в Санкт-Петербурге три дня подряд я много часов бродила по залам музея, восхищаясь, любуясь, радуясь, улыбаясь, погружаясь то в детство, то во взрослые мечты, запоминая все яркие подробности кукольного царства и наслаждаясь общением с куклами и с людьми, влюблёнными в куклы.

-5

Смело можно утверждать, что Санкт-Петербургский музей кукол – один из самых уютных и гостеприимных музеев великого города на Неве. Двухэтажное здание – это двенадцать залов выставочного пространства, среди которых залы интерьерной куклы, театральной, сказки, русской фольклорной куклы, традиционных обрядов и праздников, зал «Лесное царство», зал фривольных кукол (+ 18), «Гордость и слава Отечества», «Петербургская першпектива», а также демонстрационные мастерские. В том числе два зала временных экспозиций, в которых ежегодно, регулярно сменяя друг друга, демонстрируются тематические и авторские выставки кукол и игрушек разных художников и коллекционеров.

-6

Музей необычный. Здесь главный принцип – организация кукольного пространства, а не демонстрация отдельных экспонатов. Компоновка каждой витрины уподобляется театральной сцене, на которую выходят кукольные персонажи, что создаёт эффект своеобразного погружения зрителя в волшебную кукольную атмосферу. Это музей впечатлений…

-7

Фонд музея огромен, около сорока тысяч единиц хранения. Это не только куклы, но также предметы убранства жилища, фрагменты одежды, музейные реплики, подлинные этнографические традиционные вещи, и, конечно, сувенирные куклы в исторических костюмах разных народов и эпох, авторские художественные работы современных дизайнеров и мастеров Петербурга и других регионов страны, театральные образцы.

-8

Смотрительница зала «Петербургская першпектива», видя такой мой необычный интерес к куклам (я останавливалась подолгу возле каждого экспоната), «горящие и говорящие глаза», подошла ко мне и начала рассказывать мне всё то, что она запомнила от экскурсоводов за долгие годы служения в музее. Пожилая женщина не была коренной петербурженкой, приехала сюда с мужем, с тех пор пятьдесят лет живёт в городе на Неве и считает его лучшим городом в мире. Служительница музея говорила долго, а я слушала её и думала о том, что в музее работают счастливые люди. И я не ошиблась, написав «за долгие годы служения», а не «за долгие годы службы». Только относясь к своей работе как к служению, а не службе, коллектив музея смог создать свою удивительную кукольную сказку.

-9

Потом в поезде, по дороге на Север, я написала стихотворение о Петербургском музее кукол. В этих строчках – моя благодарность всем, кто по-настоящему влюблён в куклы.

На улице Камской – музейное чудо:
как просто здесь в сказку и в детство попасть!
Ведь люди как куклы и куклы как люди –
меж ними одна неразрывная связь.

Здесь куклам прописку дадут безотказно,
радушно приветят, полюбят, поймут!
Детишек и взрослых, похожих и разных,
забавницы-куклы в свой мир уведут.

Господь создавал нас для радости – значит
для радости кукол и мы создаём.
А если случится, что кукла заплачет,
то как-то не так мы, выходит, живём.

Счастливые люди приставлены к куклам –
как будто играют… Точнее – творят!
То шьют сарафаны, то делают букли,
то кукол отправят на бал-маскарад.

Любимые куклы, любимые люди…
А мир ведь и держится лишь на любви…
Ну, разве о куклах музейных забудешь?
Уже не в музее, а в сердце они.

Кстати, в одном из залов я увидела пушистую кошачью мордочку.
– А это наши кошки, – тут же объяснила мне смотрительница музея. – У нас кошки в музее живут…
– Где куклам хорошо, там и кошкам неплохо, – улыбнулась я, вспомнив, что действительно читала на сайте музея о мурчащих, усато-хвостатых духах-хранителях музея.

-10

Проходя мимо Потешной мастерской, увидела объявление: музейная мастерская приглашает мастериц поработать. Ах, как легко в этом городе прорастают всякие мечты…
А ведь в сказочном измерении, в доме, где живут куклы, очень легко осуществлять любые мечты…