Найти в Дзене

Как психотерапевт читает классику

Вернее, наверное, было бы сказать, как я, будучи психотерапевтом, читаю классику. Сейчас хотела бы поговорить о маленьком произведении А.П. Чехова «Душечка», которое было написано в 1898 году и вызвало самые противоречивые мнения читателей. Интересно мнение Максима Горького: «Душечка - безликая раба своих привязанностей». Мнение Ленина в моем школьном детстве было очень значимо. Он называл «душечку» непостоянным, беспринципным существом. А Л.Н. Толстой видел «душечку» воплощением истинного предназначения женщины. Само произведение «Душечка», считал шедевром, но получившимся как бы помимо или вопреки авторскому намерению, бессознательно задумывалось осмеяние - получилось восхваление. 

Собираюсь изложить на своё усмотрение краткое содержание этого небольшого рассказа.

Автор представляет нам дочь отставного коллежского асессора Оленьку Племянникову, тихую, добродушную, жалостливую барышню «с кротким мягким взглядом, очень здоровая». Обращается внимание на ее полные розовые щёки, мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую, наивную улыбку. Жители маленького городка назвали Оленьку душечкой. Так назвали ее и мужья. Первый - антрепренер и содержатель увеселительного сада «Тиволи». Он содержал актёрскую труппу и негодовал, когда на улице шёл дождь, который всегда мешал театральному представлению. Он часто сокрушался по этому поводу во дворе дома Оленьки, потому, что снимал у них флигель. Слушая его, Оленька проникалась сочувствием к антрепренеру и искренне полюбила его. При этом, его портрет выписан в ироничной манере: «Он был мал ростом, говорил жидким тенорком и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние». Общение с Оленькой закончилось свадьбой. Зажили они счастливо. Оля полностью погрузилась в жизнь мужа. Разговаривала его словами, озвучивала его мысли. При этом, когда доводилось высказать свои мысли, начинала так: «Мы с Ванечкой...». Актеры посмеивались порой над Оленькой, но любили ее за добрый нрав. Часто занимали деньги у неё, случалось, обманывали. Душечка тихо плакала, но не жаловалась мужу. Муж, случалось, болел, кашлял. Оленька поила его малиной и липовым цветом, кутала его в свои мягкие шали. Но увы, она овдовела.

Иллюстрация к рассказу «Душечка» в книге рассказов А.П.Чехова. Пермь. кн.издательство, 1985.
Иллюстрация к рассказу «Душечка» в книге рассказов А.П.Чехова. Пермь. кн.издательство, 1985.

Три месяца плакала, «убивалась», страдала. Но как-то, возвращаясь после обедни домой, встретила приличного мужчину, имеющего должность управляющего лесным складом. Оленька выходит замуж во второй раз. И опять она живет жизнью мужа. Освоила названия лесоматериалов и ей кажется, что она этим занимается давным-давно. При встрече со знакомыми она уже рассуждает не о театре, а о лесопоставках, о подорожании леса. Теперь она говорит: «Нам с Васечкой некогда по театрам ходить...- Мы люди труда, нам не до пустяков. В театрах этих что хорошего?». Они ходили вместе в церковь, молились дома, чтобы Господь даровал им детей. Они были счастливы. Но опять муж заболел и умер. Оленька овдовела во второй раз. Шесть месяцев она жила в трауре. Но потом люди стали замечать, что она в своём садике пьёт чай с постояльцем - ветеринаром. А по ее речи, в которой теперь проявлялись мысли ветеринара, например, что в городе нет правильного ветеринарного надзора, что о здоровье домашних животных надо заботиться так же как о здоровье человека, жители догадывались о ее связи с постояльцем. Но Оленька была так доброжелательна, простодушна, что ее как-то не осмеливались осуждать. Ветеринар служил в полку. Как только полк перевели в другое место, ветеринар покинул городок. Оленька опять потеряла человека, к которому очень привязалась. Осталась совсем одна. «Глядела она безучастно на свой пустой двор, ни о чем не думала, ничего не хотела, а потом, когда наступала ночь, шла спать и видела во сне свой пустой двор. Ела и пила точно поневоле. А главное, что хуже всего, у неё уже не было никаких мнений». 

Прошло несколько лет, Оленька подурнела, состарилась. К ней постучался тот самый ветеринар. Он уже стал штатским человеком и хотел обустроиться в этом городке. Приехал со своей женой, с которой во время первого пребывания в городе был в разводе, теперь помирился с ней. С ними сын десяти лет. Его собирались устроить в местную гимназию. Как же обрадовалась наша главная героиня, когда ветеринар согласился поселиться с семьей в ее доме, а она перешла во флигель. Жильё предоставила бесплатно. Очень нравилось ей проводить время с мальчиком. Тем более, что супруги опять не поладили, и жена ветеринара уехала в Харьков. Оленька даже переселила маленького гимназиста к себе во флигель, следит за его успеваемостью, кормит, укладывает спать. Суёт ему в руку финик или карамельку, когда провожает на учебу. Мальчик стесняется, говорит: «Вы, тетя, идите домой, а теперь уж я сам дойду». Мальчик останавливает Оленьку, когда та пытается поучать его, чтобы слушался учителей, поизносит: «Ах, оставьте, пожалуйста». 

Теперь уже при встрече со знакомыми Оленька рассуждает о трудностях обучения в гимназии, много задают, трудно маленькому все успеть. Чехов пишет: «Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда ещё раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней все более и более разгоралось материнское чувство». Останется мальчик с ней или нет? Чехов оставляет этот вопрос открытым.

Мой пересказ не может отразить всех ньюансов Чеховской прозы! Но, думаю, сюжет напомнить удалось. Когда я училась в школе, разбор этого произведения входил в школьную программу. Трактовка была в Ленинском духе и в духе М. Горького. Поэтому «душечку» считали отрицательным персонажем.

Портрет А. П. Чехова
Портрет А. П. Чехова

Хорошо помню, когда вышла замуж и начала в разговоре с подругами рассуждать о производственных проблемах своего мужа, мне подруги возразили: «Ты стала как «душечка»!». Я смутилась, что плохого интересоваться проблемами своего мужа? По-моему, это просто необходимо. Но какая-то часть моей личности протестовала против того, чтобы быть просто эхом своего мужа. Мне было неприятно, что Чехов заглядывает в интимные уголки души Оленьки и подтрунивает над ними. Все-таки женское начало предполагает определенную жертвенность! Прошло много лет, уже будучи православным психотерапевтом, я опять соприкоснулась с этим произведением в разговоре с православными психологами. Они считали, что поведение Оленьки - это поведение идеальной жены! Какая -то часть меня согласилась с этим. Оленька соответствовала тому православному укладу, согласно которому строились семьи в России. Она жила и церковной жизнью. Это мне нравилось. Но, профессиональное видение, мне мешало полностью согласиться с собеседниками. Ну не могла же я не видеть, что Чехов просто идеально описал созависимый тип личности. Хотя в то время и термина такого не было. Как идеально просматривается размытость собственного «я» Оленьки, ее фиксации на близком человеке, который определяет смысл ее жизни, лишает своим присутствием негативных переживаний, и как живо просматривается потеря своего «я» при уходе в мир иной человека, с которым она срослась, или при расставании, что произошло с ветеринаром. Ей тяжело было одной, Чехов описывает признаки депрессии. Нашей «душечке» обязательно надо было на кого-то опереться, внутри ее самой не было опоры. Может быть этим объясняется тот факт, о котором пишут многие филологи, что любовь «душечки» к мужчинам носила поверхностный характер и больше была похожа на иллюзию, и что зрелое чувство она испытала уже к малышу-гимназисту, которого полюбила как своего сына. 

Мне было ещё интересно и то, что в каждом браке Оленька была по-своему счастлива. В ее случае созависимость не разрушает ее, и первый, и второй муж относятся к ней бережно, ценят ее участие в их жизни. В каждом браке у Оленьки есть общее дело с мужем. Напрашивается вывод, что созависимые люди в паре вполне могут быть счастливы, если оба относятся друг к другу бережно. Мне не нравится, как к главной героине относился ветеринар. Раздражался, стыдился ее высказываний, в которых она транслировала его мысли. Мне было обидно, когда, вернувшись в городок, ветеринар воспользовался добротой Оленьки и поселился с семьей (он во время отношений с Оленькой был в разводе, а потом помирился с женой) поселился в ее доме, а « душечка» переехала во флигель. Причём жильё она предоставила бесплатно. Ещё один признак и доброты, конечно, но и созависимости. Созависимых людей легко эксплуатировать. А Оленька вновь обретает смысл своей жизни! Но уже в своём участии в жизни сына ветеринара. И пусть при встрече со знакомыми она опять транслирует те мысли, которые она слышит в гимназической среде ее воспитанника, но не созависимость теперь является главным направляющим звеном ее жизни. В ней открылась глубокая материнская любовь. Это уже другой смысл жизни. Эта любовь теперь является ее личностной опорой. Недаром святой преподобный Паисий Святогорец считал, что женщина всегда должна возделывать в себе любовь. Видимо так приходит исцеление в нашу жизнь.