В рамках регуляторной гильотины утратили силу старые нормативные акты, которые тормозили развитие экономики. Дальнейшее сотрудничество бизнеса и контролирующих органов урегулировано новыми законами, которые ограничивают требования и регламентируют правила проверок.
Масштабная реформа, заключающаяся в пересмотре и отмене нормативно-правовых актов, которые негативно влияют на регуляторную сферу и бизнес-среду в целом, получила неофициальное название «регуляторная гильотина». Это не отдельный закон, а комплекс мероприятий, призванный обеспечить экономический рост в стране, который тормозят бессмысленные требования.
Что это такое
О необходимости проведения ревизии устаревших нормативных актов еще в январе 2019 г. заявил Дмитрий Медведев. По его мнению, в России на тот момент их действовало более 9 000. Причем многие изложенные в них требования потеряли актуальность, так как были установлены еще в СССР. Пришло время избавиться от неэффективных и избыточных.
Изначально в ходе «регуляторной гильотины» предусматривали механизм: провести анализ и один раз отрезать. В итоге, как сообщает «РГ», в сентябре 2019 г. отменили более 20 тыс. актов СССР и РСФСР.
Но на практике столкнулись с возможностью создания правового вакуума. Кроме этого, эксперты ВШЭ отметили ряд проблем, требующих пересмотра:
- вся система регулирования устроена невероятно сложно;
- не сбалансированы разрешения и контроль;
- требования трактуются по разному, противоречат друг другу или правилам других контрольно-надзорных органов (КНО).
Появилась необходимость в гибком нормировании и исчерпывающем списке требований от КНО.
«Нам нужно придерживаться очень жесткого подхода относительно перечня обязательных требований. Сегодня мы в них утопаем». Борис Титов, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
Поэтому появилась другая цель гильотины — не убить, а создать что-то новое, ответить на вопросы, что и как проверять.
Дорожная карта
В итоге был разработан план мероприятий. Выстраиванием новой регуляторной реальности занимались на протяжении всего 2020 г. Отраслевые группы искали баланс между желаниями поднадзорных урезать как можно больше и контролеров — закрепить полномочия.
С 1 ноября частично вступил в силу ФЗ № 227 от 31.06.2020 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Именно этот закон в экспертных кругах называют основанием для регуляторной гильотины, так как в нем прописаны основные принципы, что проверять.
Как сообщает «Коммерсант», 3 003 актов утратили силу, 372 — принято новых, 447 — на рассмотрении.
По предложению Минэкономразвития, требования будут ежегодно оцениваться на предмет их эффективности. Это даст возможность вовремя проводить корректировки, применять гибкий подход. Придется также оценить в работе акты, которые избежали инвентаризации, получили «отсрочку» или были оставлены в виде страховки от правового вакуума.
То есть, в 2021 г. гильотина выходит на новый уровень и становится действующей «регуляторной мясорубкой».
Как проверять, прописали в ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре)...», который вступит в силу с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных положений.
Перспективы для бизнеса
С марта 2021 г. должен заработать новый электронный реестр, в котором соберут все требования. При чем они будут формироваться не по типу контролирующих органов, как это делалось раньше, например, САНПИН, пожарной инспекции, а по виду деятельности. То есть можно изучить, что именно обязаны соблюдать предприниматели в ресторанном, туристическом или строительном, другом бизнесе.
«Если предприниматель хочет открыть новый бизнес в какой-либо сфере, то он должен видеть перед собой все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также понимать, какие из них носят обязательный характер, а какие – рекомендательный». Максим Орешкин
В этом реестре отобразят новые и старые, избежавшие гильотины требования. Обновляться они будут не чаще одного раза в полгода: в марте и сентябре и появляться на сайте сразу же после вступления в силу. Это исключит ситуации, когда контролер приходит проверять новые нормы, о которых предприниматель ничего не знал.
С середины 2021 г. заработают новые правила проверок. Сократится число плановых, для выездных нужны будут веские основания, продлят мораторий для малого и микробизнеса. Цель — перенаправить деятельность КПО с давления на бизнес и увеличения кол-ва штрафов на профилактику и предотвращение нарушений.
Вместо того, чтобы тратить время и средства на выполнение необоснованных норм и правил, ведение немыслимого количества журналов, отчетов, они смогут эффективно развивать свой бизнес, улучшать качество продукции и услуг.
И это уже дало результаты. Только в транспортной сфере бизнесмены смогли сэкономить 70 млрд руб., о чем 25 декабря 2020 г. сообщил Максим Решетников на «Правительственном часе».
“Вместо 800 актов будет действовать лишь 85. Пересмотр упрощает регулирование отрасли и снижает издержки”. М. Решетников, министр экономического развития.
От реформ ждут прорыва в экономике, но эффект будет зависеть от многих факторов. Например, аналогичные меры в Хорватии, по оценке Jacobs, Cordova & Associates, дали 65,6 млн $ экономии за 9 месяцев, а Украина вовсе отказалась от международного опыта из-за боязни утратить контроль над бизнесом.
Автор: Матушевская Лариса