А ОПЫТ У НАС (россиян) и ОПЫТ У НИХ (европейцев) – слишком разный.
Так чем же наш опыт отличается от их опыта?
***
Что же такое происходит с российскими людьми?
В чём причины этих особенностей мышления и принятия решений?
Попробуем разобраться.
Каждый человек, имеет несколько уровней обработки информации и принятия решений.
1-й УРОВЕНЬ: КОНТУР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО (АССОЦИАТИВНОГО) МЫШЛЕНИЯ.
Формирование решения происходит в мозгу у человека, независимо от какого либо логического анализа.
Это решения, связанные с ассоциативным мышлением, построенном на корреляционной обработке (сравнении) того, что вы анализируете (оцениваете) с огромным объемом информации, накопленной в вашем мозгу со дня вашего рождения.
В рамках этого типа мышления решение возникает как бы, само по себе. Вне зависимости от логических рассуждений.
ПРИМЕР 1.1. : Вы смотрите на лицо человека и оно вам приятно, либо не приятно.
Это происходит не потому, что вы анализируете это лицо поэлементно:
- глаза голубые, нос прямой, ноздри широкие, кожа светлая, слегка загорелая, губы широкие, расстояние между глазами средне, волосы русые, и так далее.
Вы не принимаете решение о том, как этот человек, нравится вам или нет путем логических рассуждений.
Очевидно, в подавляющем большинстве случаев вы просто кидаете взгляд на лицо человека, слышите его голос в ответ, видите, как он говорит, и уже фактически сразу формируете свое базовое отношение к нему.
ПРИМЕР 1.2. : То же самое происходит, когда вы слушаете мелодию.
Вы не рассуждаете: первая нота была – «Ля» с длительностью 1 секунда, вторая – «До» с длительностью 1/2 секунды, третья «Си бемоль» с длительностью 1 секунда и так далее.
Вы не принимаете решение о том, хорошая ли это музыка
путем логических рассуждений.
Вы просто слушаете музыкальный фрагмент несколько секунд и отношение ваше к нему формируется на уровне ваших чувственных ощущений.
2-й УРОВЕНЬ: КОНТУР ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Есть решения, возникающие в результате логического анализа задачи, которую нужно решить на основе структурированной информации, накопленной вами ранее.
ПРИМЕР 2.1: Нужно решить, как ехать на дачу:
– на электричке, по 70 рублей за каждого из членов семьи;
– на автомобиле, купив бензин по цене 20 рублей за 1 литр.
Сразу встает масса вопросов:
– сколько километров и какой расход бензина по городу;
– сколько километров и какой расход по шоссе;
– сколько всего уйдет бензина и какова его цена;
– сколько членов семьи должно ехать на дачу, чтобы в машине было ехать выгоднее, чем на электричке и так далее.
ПРИМЕР 2.2.: Надо решить, сколько нужно кирпича, для постройки садового домика.
Тут сразу встают вопросы:
– какая планировка дома;
– какая толщина и площадь стен;
– какой тип перекрытия;
– какая стоимость материалов и так далее.
Из этого рассчитывается стоимость строительства.
ТО ЕСТЬ, ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ ЭТИХ ПРИМЕРОВ ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ ОЧЕВИДНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ.
ОДНАКО, ИНОГДА ВОЗНИКАЮТ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ,
КОГДА НУЖНО ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ,
НО РЕШЕНИЯ, СФОРМИРОВАННЫЕ НА УРОВНЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО (АССОЦИАТИВНОГО) ВОСПРИЯТИЯ И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ,
ПРОТИВОРЕЧАТ ДРУГ ДРУГУ.
Например, идут выборы. Вы рассматриваете листовки с фотографией кандидатов.
Один – симпатичный, смотрится как артист.
На листовке – красивый лозунг. Читаете его биографию и понимаете, что его жизненный опыт мал, чтобы помочь вашему городу или району.
У другого кандидата – все наоборот.
Усталое лицо. Дежурные слова о справедливости.
Но из листовки видно, что он – борец за интересы дела, берётся за работу и доводит её до конца.
Как вы поступите в сложившейся ситуации?
Автор не пытается рекомендовать вам тот или иной выбор.
Главное, чтобы вы вспомнили, что в жизни вы периодически сталкиваетесь с ситуацией и вам надо принять некое решение в условиях, когда:
- логика подсказывает один путь
- а ощущения – другой.
Очевидно, что кроме двух уровней мышления и выработки решений
- ассоциативно-чувственного (эмоционального) и
- и логического,
- существует третий уровень, который определяет то,
какое окончательное решение принять,
если два первых уровня мышления выдадут решения,
противоречащие одно другому.
Назовём его УРОВНЕМ ВЫБОРА РЕШЕНИЯ
(КОНТУРОМ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА).
Этот уровень работает в соответствии накопленной человеком интегральной памятью того, к каким последствиям привели
предпочтения того или иного уровня решений
при поиске решений различных групп проблем.
Несомненно, в жизни есть случаи, когда, безусловно, правильнее поступить в соответствии с глубоким чувством, например, в случае, касающемся любви.
Но есть и другие случаи, где наверняка, более важным является логика.
В России мы слишком часто сталкиваемся с тем, что люди игнорируют логику и идут на поводу чувств и ассоциаций, зачастую навеянных громкими, но бессмысленными фразами, и не пытаются вникнуть в суть.
А если они вникают в суть и обнаруживают то, что логика
приводит к некоему выводу, а этот вывод противоречит эмоциям и
штампам поведения, то выбор делается в пользу эмоций.
Логика игнорируется.
ПРИВЕДУ ПРИМЕР. Я неоднократно сталкивался с такой ситуацией.
Разговариваю с кем-нибудь из знакомых.
Объясняю:
Базовый тезис – «А» несомненно верно.
Вы согласны с «А»? Он отвечает – «Да».
Но ведь – из «А» следует «Б». Он отвечает – «Да».
Далее – из «Б» следует «В». Он отвечает – «Да».
И так далее.
И, наконец, из «И» следует «К». Он отвечает – «Да».
То есть, получается, что, если «А» верно, то и «К» верно.
Он отвечает – «Да».
И буквально через 1/2 секунды он отвечает – НЕЕЕТ!!!
Почему? Да потому, что вывод, касающийся того, что «К» верно, противоречит тому штампу, который засел у него в голове.
И он отвергает неожиданный для него результат,
полученный логическим путём.
Вот эта способность расставлять приоритеты, ценить логические выводы, накапливать и ценить знания, и определяет особенности отличия принятия решений российским человеком и жителями европейских стран.
Подчеркну, что дело тут НЕ В СПОСОБНОСТИ ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛИТЬ.
История Русской, Советской, Российской науки доказывает как раз исключительно высокий уровень интеллекта русских, советских, российских учёных.
Речь идёт о способности ЦЕНИТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ.
(Кстати, знания, накопленные в КОНТУРЕ обработки опыта,
неслучайно в Системах Искусственного Интеллекта называются
БАЗА ЗНАНИЙ или на английском языке «KNOWLEDGE BASE»).
Почему в России чаще, чем в Европе, игнорируют логику?
В чем причины?
Это определяется явными отличиями.
В Европе (в основном) климат мягче, зимы относительно теплые:
- от – 2 до +5 градусов по Цельсию.
Но каждый житель Европы знает, что даже при такой относительно терпимой температуре он замёрзнет, если у него не будет зимой топлива согреться.
Украсть топливо нельзя. Скверы, парки и леса охраняются.
Так что, нравится или не нравится, а нужно летом думать о том, как заработать себе денег и создать запас на зиму.
В России всё сложнее – с одной стороны, и проще – с другой.
Это связано с тем, что мы живем в богатейшей стране в мире.
Огромные ресурсы, огромные пространства, огромные расстояния.
Всё это наше сознание впитывает с детства.
В России на большинстве территорий исключительно холодные зимы.
И это все знают.
Но при этом, Вы наверняка помните выражение:
" В России всегда зима наступает неожиданно!"
Почему?
Да потому что, даже если не будет топлива, можно будет завалить в лесу сосну, распилить её, дотащить дрова до дома и согреться у печи.
Нет денег на еду? Можно поехать на охоту и завалить кабана или лося?
Образовалась на даче куча мусора? Старый холодильник? Ну не везти же всё это на помойку в город.
Гораздо проще отвезти – куда? А вы зайдите в соседний лесок, рядом с дачным посёлком, или деревней, посмотрите в кювете вдоль дороги,
ведущей в районный центр.
Там всё это и найдёте!!!
Эта возможность взять ресурсы у природы пронизывает наше мышление на подсознательном уровне.
Россияне гораздо реже вынуждены думать об ограниченности ресурсов, о том, что нужно беречь природу.
А возможность быть слегка безалаберными и расхлябанными, возможность отложить назревшее логическое решение на день, на неделю, на месяц, на год, а потом решить это за счёт героического добывания (или разбазаривания) ресурсов приводят к тому, что:
ВСЕ МЫ, РОССИЯНЕ – СЛЕГКА РАЗГИЛЬДЯИ.
Однако, самые шустрые из этих разгильдяев дорываются до власти и начинают куролесить.
Логику и всякие разумные предложения, предупреждения, предостережения российская власть может игнорировать.
Почему? Да потому, что ресурсы, имеющиеся в её распоряжении столь огромны, что за их счёт можно весьма долго компенсировать последствия любого разгильдяйства и самого преступного управления экономикой.
А в Японии, не имеющей ресурсов, и в Германии, почти не имеющей ресурсов, даже самые незначительные ошибки в управлении экономикой приводят в кратчайшие сроки к резкому ухудшению экономической ситуации.
Естественно, власть ещё не успевает «забронзоветь» (т.е. поверить в свою непогрешимость и начать игнорировать население), а ей уже приходится срочно исправлять ошибки.
В России, к моменту, когда власть понимает, что ошиблась, масштаб последствий уже настолько велик, а власть уже настолько укрепилась, что исправление ошибок если и происходит, то уже в рамках революции.
Власть, имеющая возможность роскошно жить не за счёт эффективного труда населения, а за счёт ресурсов, не ценит это население, презирает его.
Даже президенты США, увидев роскошь Кремля и других правительственных резиденций, теряют дар речи.
А народ всё чего-то хочет!
Хочет нормально жить?
Но ведь власть живёт хорошо, а народ плохо.
Значит, думает власть, это народ такой, он не может жить нормально.
Народ вымирает, но власти это безразлично. Ей это даже выгодно.
Ведь чем меньше народа, тем больше нефтедолларов (а раньше – соболиных шкурок) на душу населения.
Унижая народ, доводя его до скотского состояния, убивая экономику, власть приводит к тому, что Россия теряет способность противостоять внешним угрозам. Начинается война.
Власть призывает народ на помощь, гробит его миллионами в сражениях, а после того, как народ спасает страну, вновь загоняет его в скотское положение.
И так происходит в течение более 300 лет.
За редким исключением, имевшим место в, так называемые, годы застоя.
То есть, по сути, мы имеем дело с СИСТЕМНЫМ КРИЗИСОМ.
И длится этот кризис более 300 лет!
И, если не найти решение по выходу из кризиса, Россия погибнет.
На этот раз, коалиция, желающая её развала слишком широка, велика и сильна.
...