Возможно вы задумывались, что у человека есть множество разных потребностей. И не все из них связаны с выживанием. То есть, понятно, мы утолили голод, сходили в туалет, попили воды, но это далеко не все что мы хотим!
Об этом и говорит пирамида потребностей Маслоу. Это очень популярная теория, разработанная психологом Абрахамом Маслоу. В ее основе лежит, что когда человек выполняет базовые потребности, ему нужны личная безопасность, здоровье, стабильность, после выполнения этого списка, ему обязательно понадобятся любовь, дружба, общение. Далее идет, потребность в уважение окружающими. И на вершине пирамиды стоит потребность в развитии. Фото ниже.
То есть, из этого мы может сделать вывод, что без удовлетворения одних потребностей, мы не сможем подняться до других. Голодный, больной или невыспавшийся человек, не думает о самореализации, он думает о том, как бы выполнить базовый потребности и не умереть!
Но сейчас, в 21 веке, уже не стоит, так остро вопрос выживания.
Всегда есть еда в изобилии, работа перестала быть тяжелой с физической точки зрения. И почти любое рабочие вместо оборудовано всем необходимым для комфортного существования. Так же у всех дома есть еда и питье, и всегда можно обратиться в клинику за качественной медицинской помощью.
Помимо всего этого, люди в 21 веке после выполнения физиологических потребностей, не бегут сразу строить семью и заводить друзей, а вот только после этого начинают себя уважать и хотеть развития. Возможно так было в 50-х года прошлого века, когда появилась эта идя. Но сейчас люди могут хотеть самореализации больше, чем любви, или для них не важно здоровью и т.д.
Так же есть другая версия пирамиды. Где последний уровень разделен на 3 дополнительных уровня, что делает ее более понятной. Фото ниже.
В 2010 году Американские психологи выявили актуальную на наше время версию. Фото ниже.
В обновленной версии, верхние "этажи" занимают поиск партнера, удержание партнера, забота о детях. Несмотря на это все уровни пересекаются, так как они связаны и могут меняться местами.
Эту теорию использую каждый день в маркетинге, психологии, системах управления персоналом и т.д.