Я иногда очень люблю проехаться на поезде. Мобильная связь и интернет не стабильны, сидишь, ничего не делаешь, но при этом движешься, и картинка за окном меняется, почти как в кино. Можно пить кофе, читать книгу, расслабляться и никуда не спешить - поезд всё сделает сам.
Мне очень понравилась идея прокатиться из Москвы до Калининграда на поезде и посмотреть на Европу хотя бы через окошко. Время в пути 20 часов - самое то, чтобы почитать и подумать в удовольствие. Да ещё и название у поезда какое романтичное – «Янтарь». Сразу понятно, чем славится город.
Билеты брали на кануне нового года в конце декабря 2020. Вдвоём мы выкупили всё купе, чтобы ехать ну прям совсем с комфортом, и уж если придётся чихнуть, то, чтобы от души и друг на друга. Стоимость одного билета в одну сторону около 5000р. Мы сразу взяли билеты в обе стороны. Выезд из Москвы 9 января 2021, обратно – 15 января. К слову, на самолёт были билеты за 5000р. на одного туда-обратно. Сразу забегу вперёд и скажу, что обратными билетами на поезд мы не воспользовались, так как я поняла, что время отправления в билете указано московское, только за 20 минут до отправления поезда из Калининграда, где разница с Москвой минус 1 час. Не отрицаю тут своей невнимательности, но не ожидала, что в ж/д билетах время отправления пишут не по местному времени, как в авиабилетах, а по Москве. Зачем и для кого это нужно, я не знаю. В общем, граждане, будьте внимательны, читайте то, что написано мелким шрифтом.
Есть еще важный момент для путешествия в Калининград на поезде. Билеты оформляются по загранпаспорту. При пересечении границы с Литвой будут проверять наличие УПД-ЖД – упрощённого транзитного документа для железнодорожного транспорта. Проще говоря – транзитная виза. Шенгенская виза не поможет. УПД-ЖД нужно оформлять в любом случае, так как проезд транзитный, выходить из поезда нельзя.
Внешне УПД-ЖД похож на визу, но оформляется в электронном виде и распечатывается просто на принтере. Он оформляется легко, всё онлайн, но про то, как это делать будет написано только при покупке билетов и ещё в этой статье :) Развёрнутой постоянной информации на сайте ржд я не нашла.
Оформить транзитную визу вам предложат в процессе покупки билета. Оформлять её нужно только один раз (update от 16.09.2021 -> в комментариях к статье писали, что на обратном пути также запрашивают транзитную визу, и важно, чтобы был сделан запрос на УПД-ЖД при покупке обратного билета).
Нам визы пришли за день до отправления поезда в электронном письме от Консульского департамента Министерства иностранных дел Литовской Республики.
Кроме этого, нужно заполнить электронную форму анкеты УПД-ЖД на сайте std.urm.lt, распечатать её, подписать, взять с собой в поезд (update от 16.09.2021 -> анкету в комментариях к данной статье также рекомендуют заполнить и распечатать дважды). Проводник в поезде её у вас заберёт и взамен отдаст распечатанный УПД-ЖД, который и будут проверять на границе с Литвой.
На самом деле, получается странно. Транзитная виза нам пришла по электронной почте, мы сами её распечатали и взяли с собой. При этом, в поезде проводник нам тоже выдал точно такой же распечатанный документ и явно не ожидал, что у нас он уже есть. Но лучше два, чем ни одного, особенно в деле с проездными документами.
На пути нас ждали 4 границы, и соответственно, 4 проверки документов. Около 7 утра следующего дня наши загранпаспорта проверяли белорусы, потом через час литовцы проверяли паспорта и транзитные визы, потом еще раз литовцы при выезде из Литвы, и еще один контроль при въезде в Калининградскую область. На каждой границе мы стояли примерно по 40 минут.
Посмотреть на Европу через окошко особо не удалось, так как мы смотрели кино до 3 утра (почему-то выбор пал на «Чернобыль»), а потом начались границы, между которыми мы всё проспали. Я очень рассчитывала сделать это на обратном пути, но, как уже упомянула в начале, на обратной дороге наши пути с поездом разошлись. Мы сдали билеты в кассе ж/д вокзала (онлайн можно сдать не меньше, чем за час до отправления) и взяли билеты на самолёт в тот же день. За каждый сданный билет вернули примерно 60%.
Добавлю ещё, что в поезде был wifi, хоть и не очень стабильный. Вагон-ресторан не работал по требованиям Литовской стороны, как сказала нам проводница. Это было неожиданно, так как не территории России вагоны-рестораны в поездах работают. В продаже у проводницы не оказалось даже Доширака – всё подъели путешественники из Калининграда в Москву. Так что мы ужинали чипсами, а завтракали йогуртами, которые захватили с собой. В общем-то неплохо, но мне пришлось пообещать, что на обратном пути я не буду капризничать и соглашусь взять еду в поезд по классике: курочка, яички, колбаска, сырок. Видимо, мне так этого не хотелось, что на обратном пути на ужин у нас был бутерброд по-аэрофлотски.
Если статья была для вас полезной или есть какие-то вопросы, дайте знать в комментариях. Ну а если вам ещё и понравилось, я буду просто счастлива :)