Найти тему

Две причины, по которым люди плохо воспитывают детей

Учитывая, как важно быть должным образом любимым своими родителями, чтобы иметь эмоционально здоровую взрослую жизнь, можно с некоторой настойчивостью задаться вопросом, почему-в случаях, которые варьируются от прискорбных до поистине трагических – процесс может пойти так неправильно. Почему некоторые родители, которые в других областях могли бы быть порядочными и вдумчивыми персонажами, так плохо умеют любить маленьких людей, которых они принесли в мир?

Среди множества возможных вариантов особенно выделяются два. Первая проистекает из одной из самых очевидных и неизбежных особенностей раннего детства: младенец прибывает на землю в совершенно и почти шокирующе уязвимом состоянии. Он не может двигать своей головой, он полностью зависит от других, он не понимает ни одного из своих органов, он находится в полутени хаоса и тайны, он не может регулировать себя или какую-либо свою функцию. В таких беспомощных обстоятельствах он должен смотреть на других снизу вверх и умолять их о милосердии: он должен просить их принести ему пищу, погладить его по голове, омыть его конечности, утешить его после еды, понять его ярость и печаль. Эта первобытная беспомощность действительно рассеивается очень долго. Даже по прошествии двух или трех долгих лет отпрыск остается совершенно слабым, растерянным, некомпетентным и хрупким. Его пальцы не толще веток, его могла бы убить семейная собака, его ум наполнен множеством ослепительно странных, нереалистичных и сентиментальных представлений: он думает, что плюшевые мишки живы, он разговаривает с растениями, он ждет, когда Санта спустится по трубе, он хочет стоять кругами, держась за руки с другими миниатюрными людьми, и петь песни о феях, мумиях и папахах – а позже рисовать картины гигантских цветов и дружелюбных бабочек, прежде чем заснуть, сосать свой большой палец и нянчить свое уютное одеяло.

-2

Для большинства людей все это просто чрезвычайно мило. Но для того, чтобы позаботиться об очень маленьком человеке, взрослый вынужден предпринять очень специфический эмоциональный маневр, который происходит так интуитивно и быстро у большинства из нас, что мы склонны даже не замечать его разворачивания: мы должны получить доступ к нашим собственным воспоминаниям о себе, в каком бы возрасте ни был наш маленький и нежный ребенок, чтобы затем более точно доставить ему необходимую заботу и внимание. Со стороны это выглядит так, как будто мы просто неизбежно становимся на колени, чтобы поиграть в принцесс с ребенком, отвечая на его призыв вкусно поесть, терпеливо застегивая его кардиган, чтобы защитить его от холода, и поправляя его маленькую кашемировую шляпку для поездки в магазины. Но для того, чтобы сделать такие шаги, часть нас должна копаться в своем прошлом и представлять себя в роли маленького человека, о котором мы заботимся, опираясь на наши очень личные воспоминания о себе и своем теле, чтобы сочувствовать печалям, разделять радости, оставаться сочувствующими неуклюжести и склонными к срочному плачу.

Хотя временами уход за детьми может быть практически изнурительным, у большинства взрослых нет проблем с подключением к детской версии самих себя. Но эта способность далека от естественной или спонтанной: она является функцией здоровья и следствием определенной степени эмоциональной привилегированности. Однако для более неблагополучных родителей, которые сами того не ведают, задача ухода через идентификацию чрезвычайно сложна. Где-то внутри них была построена стена, много метров толщиной и увенчанная колючей проволокой, между их взрослым и детским "я". Что – то в их детстве было настолько трудным, что они не могут – и не могут-вернуться туда творчески. Возможно, кто-то из родителей умер, или прикоснулся к ним так, как они не должны были, или оставил их одинокими и униженными. Вещи в их детстве были неудобны до такой степени, что вся их взрослая идентичность была основана на полном отказе когда-либо вновь столкнуться с беспомощностью и уязвимостью своих ранних лет. Никогда, даже в течение двадцати минут, пока ужин в духовке, они не встанут на пол и не вспомнят о ребенке, которым они когда-то были, чтобы поиграть с ребенком перед ними.

-3

Этот тип взрослых может стать чрезвычайно компетентным в профессиональном мире, их манеры, вероятно, будут решительными и сильными, их мнения будут твердыми, а их характеры будут тяготеть к иронии, цинизму и стоическому (или явно жесткому) подходу к проблемам, их собственным и чужим. Им может нравиться говорить, что они "ни о чем не жалеют" и что "нет смысла плакать". Теоретически они ничего не имеют против того, чтобы присматривать за ребенком, они хотят быть родителями и, возможно, упорно боролись за то, чтобы быть одним из них в первую очередь, просто когда дело доходит до этого, они не понимают, что они не могут быть родителями должным образом, пока и до тех пор, пока они не придут к согласию с детской версией себя. До тех пор, пока их собственная уязвимость пугает их, они будут – тайно и бессознательно – противостоять и не затронуты уязвимостью своего собственного ребенка. Они не смогут быть терпеливыми с неуклюжестью и растерянностью маленького человека, у них не будет никакого интереса играть с плюшевыми мишками, они будут думать, что жалко, как плачет их ребенок, потому что четырехлистный клевер смят или любимая книга имеет слезу. Они могут-вопреки себе-в конечном итоге сказать "не будь таким глупым" или даже "Перестань быть таким детским", когда ребенок плачет, что один из глаз слоненка сломан; они могут очень резко купать ребенка и отказываться читать ему сказку на ночь, которую он просит.

-4

За этим может последовать вторая характеристика и связанная с ней неудача в родителе: неразрешенная зависть. Как бы странно это ни звучало, родитель может завидовать своему собственному ребенку в том, что у него может быть лучшее детство, чем у них, и бессознательно гарантирует, что этого не произойдет. Несмотря на то, что родители якобы заботятся о ребенке, они будут бороться с импульсом причинить ему некоторые из тех же самых препятствий, с которыми они столкнулись: то же пренебрежение, та же безразличная школа, то же отсутствие помощи в их развитии… Внешние детали могут измениться, но эмоциональное воздействие останется прежним. Новое поколение будет страдать заново.

Чтобы правильно воспитывать детей, нам нужно не только получить доступ к нашим воспоминаниям о собственном детстве, но и уметь примириться со своими лишениями, чтобы не испытывать зависти к тем, у кого, возможно, есть шанс не пережить их в свою очередь. Но определенный тип травмированных родителей остается на каком-то уровне идентифицированным в их сознании как нуждающийся, разочарованный ребенок, которому невыносимо, что у другого ребенка было больше, чем у них. Они подобны измученному и мучительному брату в неблагополучной семье, который вымещает свою боль на ком-то более беспомощном, тщательно следя за тем, чтобы другой ребенок был таким же печальным и нуждающимся, как и они.

Мы не можем не иметь того детства, которое у нас было. Но если мы планируем завести ребенка, мы несем высшую ответственность за то, чтобы иметь нормальное отношение к своему прошлому: иметь возможность обращаться к нему за запасами нежности и сочувствия и не испытывать зависти к тем, кто не должен участвовать в их страданиях. Мы станем по-настоящему взрослыми, когда окажемся в состоянии дать нашим отпрыскам то детство, которого мы заслуживали, а не то детство, которое у нас было.