Найти в Дзене

Демо ’89: Перед тем, как «Снести границы»

Оглавление

Демонстрационные записи для американского альбома.

Записано живьём в июне 1989 года на репетиционной базе группы в ЦДК ВОС. 6 треков

Общая продолжительность: 16’ 24”

Релиз: не издан

ПРЕДЫСТОРИЯ

После успешного тура по клубам США, прошедшего в начале 1988 года, «Автограф» усилиями своего менеджера Мэри Беккер попадает в «империю» Хёрба Коэна, известного американского промоутера, вместе с такими гигантами, как Frank Zappa, George Duke, Anita Baker, Dooby Brothers и др.

«Автограф», клуб Drums, Нью-Йорк, 26 января 1988
«Автограф», клуб Drums, Нью-Йорк, 26 января 1988

И уже летом того же года группа вылетает в Лос-Анджелес, где на студии Sound Castle записывает 4-трековый альбом, известный, как «Демо для Дюка». Подготовленный материал реализован не был, но Хёрб Коэн принял решение о записи авторского альбома.

С ноября 1988 по январь 1989 «Автограф» в студии МДМ записывает свой третий студийный альбом – «Каменный край», звукорежиссер Игорь Замараев.

В мае 1989 года группа получает сообщение из США, что запись американского альбома состоится летом текущего года и начинает готовить материал для него.

Все было уже в воздухе. Набирали материал для ам. альбома из всего того, что было самым свежим и казалось наиболее соответствующим Автографу того периода. (А. Ситковецкий)

За основу был взят только что записанный материал «Каменного края», так как в предыдущем году «Автограф» провел в США более трех месяцев, то музыканты знали, "что там модно и как там играют", поэтому часть песен, явно не подходящих для американского рынка, предполагалось заменить на новые.

Наверное, обдумывали материал и смотрели, что подойдет для Америки, что нет. Весь КК в любом случае не подходил по подходу американцев.(А. Ситковецкий)

До отъезда в США у группы осталось 3-4 недели, за это время надо было собрать материал, аранжировать его, отрепетировать и записать, кроме этого оставались и гастроли.

Часть материала была уже записана на КК, были также всякие “демы”, просто, когда нам сказали, что будем писать альбом, мы организовали уже записанный и репетиционный материал. Нам не надо было много дней, были прекрасно сыграны. Похоже, что было тепло, вероятно - в мае. (А. Ситковецкий)

ТРЕКЛИСТ

Не прошло и полугода после записи «Каменного края», а группа опять «засела» за написание нового материала…

Да, как-то все вместе решали, никто особенно не цензурировал, кто что принес, то и аранжировали, репетировали и клали на пленку... Мы писали уже в расчете на запись в Америке. (А. Ситковецкий)

В результате, примерно, за три недели музыканты написали еще 6 новых композиций:

1. Whisky

Продолжительность: 4' 30"
Написана в мае 1989

2. Russian

Продолжительность: 4' 55"
Написана в мае 1989

3. Rolling Stone

Продолжительность: 3' 50"
Написана в мае 1989

4. Lonely

Продолжительность: 4' 05"
Написана в мае 1989

5. What Did I Miss

Продолжительность: 5' 00"
Написана в мае 1989

6. Dogs

Продолжительность: 4' 09"
Написана в мае 1989

Нет, никто не задавал числа треков. Исходили из того, какой материал был в наличии. (А. Ситковецкий)

Уже на «Каменном крае» музыканты отказались от индивидуального авторства на музыку, теперь вся группа считалась автором, каждый из музыкантов вносил свои идеи, мысли. Однако, у каждого трека есть тот, кто принес тему, кто был инициатором его создания, за давностью лет точно установить это трудно, но

Моя What Did I Miss. (А. Ситковецкий)

Это как в тумане! Моя Whisky :) Точно. А остальные, кроме What did I miss..., вообще не помню. (А. Беркут)

Russian и Lonely - это точно Артур или Артур/Гут. Мазай и Ру были очень активны, может быть не с точки зрения композиторства, но аранжировок и идей - точно. (А. Ситковецкий)

Лишь один трек из 6 имел осмысленный текст, написанный Мери Маршалл, это песня Александра Ситковецкого What Did I Miss, остальные были с английскими «рыбами» вместо стихов.

Мередит Маршалл (Мэри Ди), автор английских текстов группы
Мередит Маршалл (Мэри Ди), автор английских текстов группы

То, что на мою песню был написан текст, говорит только о том, что я верил в эту песню и твердо хотел ее иметь в своем арсенале для Америки - для Автографа или себя лично. Не представляю, кто мог написать слова в тот момент кроме МД. Остальные песни - как я понимаю, было решено оставить до окончательного выбора в ЛА. (А. Ситковецкий)

ЗАПИСЬ

Запись демо проходила на репетиционной базе группы в ЦДК ВОС (Москва,ул. Куусинена, 19а) в начале июня 1989 года.

Репетиционная база «Автографа», ЦДК ВОС
Репетиционная база «Автографа», ЦДК ВОС

Процесс состоял из нескольких прогонов программы с последующей корректировкой и отбраковкой. Использование записи на репетициях было привычно для музыкантов, это был один из элементов оттачивания мастерства, устранения ошибок: запись – прослушивание – разбор ошибок – повтор.

Прогон или два, отрепетировали и сыграли сразу все. Записали, послушали вместе и решили - еще раз пишем или записано, идем дальше. Все просто. (А. Ситковецкий)

В записи принимали участие:

Александр Ситковецкий – гитара, вокал
Леонид Гуткин – бас-гитара
Виктор Михалин – ударные
Артур Беркут - вокал
Руслан Валонен – клавишные
Сергей Мазаев – саксофон, вокал

«Автограф», март 1989
«Автограф», март 1989

Для записи был использован стандартный концертный набор инструментов и оборудования группы:

гитара Charvel Soloist 6
гитара
Fender Stratocaster Black (with humbuckers)
бас-гитара
Kubicki Factor bass
синтезатор
Roland D50
синтезатор
Yamaha DX7
синтезатор
Oberheim OB-8
электророяль
Yamaha CP-70 Grand Piano
ударная установка
Yamaha YD-9000
саксофон
Yanagisawa
микрофоны
Sennheiser 431MD / Shure SM57 и SM81 / AKG D112 и D330
предусилитель
Rockman Distortion Generator
цифровая задержка/хорус
Rockman Stereo Chorus/Delay
гитарный усилитель
Fender Dual Showman
гитарный усилитель Fender Twin Reverb (silver)
басовый преамп
Demeter
басовый усилитель Fender 400
секвенсор
Yamaha QX-1
тон-генератор
Yamaha TX7
модуль
Yamaha TZ-816 with 8 TF-1 digital FM synth engine
драм машина
Yamaha RX-5
ревербератор
Lexicon PCM-60
процессор мультиэффектов
Yamaha SPX-90
компрессор
Biamp Quad
компрессор
Yamaha GC2020 2Ch Compressor/Limiter/Expander
эквалайзер
Yamaha Stereo 2x31
клавишный пульт Peavey XR 1212
концертный пульт
Soundcraft B800

Наш стандартный концертный набор, ничего не добавляли. (А. Ситковецкий)

Запись велась на кассетную деку Tascam Z-5000 входившую в оборудование группы. За пультом находился звукорежиссер группы Юрий Фишкин, помогал Сергей Рылеев.

Юрий Фишкин за пультом Soundcraft B800, справа виден концертный рэк Dynacord на 12U c примочками
Юрий Фишкин за пультом Soundcraft B800, справа виден концертный рэк Dynacord на 12U c примочками

Звукорежиссером был Фишкин, он прямо со сцены, не спускаясь в зал, писал на Tascam 5000Z - лучшую тогда деку, писал все в Dolby C, поэтому при обычном проигрывании сильно задираются верха, продюсером был коллектив. (А. Ситковецкий)

СНЕСТИ ГРАНИЦЫ

Во второй половине июля группа вылетела в США, где продолжила подготовку материала для записи альбома в репетиционном центре в Голливуде на Barham Blvd., который был специально арендован для «Автографа». В течение месяца группа доводила музыку и стихи до финального вида, в результате из 12 подготовленных в Москве треков на альбом попали только 10:

Город превратился в Play With Fire

Странник - в My Brother

Колокол - в Coming Back To Find You

Мастер - в One Step Away

Камень - в Why Is This Goodbye

Мир в себе - в Tear Down The Border

Whisky не использована

Russian - в Judgement Day

Rolling Stone не использована

Lonely - в How Can I Call It Love

What Did I Miss стала Going Home

Dogs превратилась в Why Can't You Stay

«Автограф», Лос-Анджелес, июль 1989
«Автограф», Лос-Анджелес, июль 1989

Мы работали уже в ЛА над окончательными треками для TDTB, там все это перемалывалось, что-то осталось за бортом. (А. Ситковецкий)

What Did I Miss превратилась в Going Home… Догадки по Russian - Judgement Day, Lonely - How Can I Call It Lo и Dog - Why Can’t You Stay - близки к истине. (А. Ситковецкий)

В июле на студии For the Music альбом был записан, звукорежиссер - Eric Garten, продюсер - Robert Duffey, со-продюсер - Ted Bishop, исполнительный продюсер - Herb Cohen.

Релиз состоялся двумя годами позже 10 сентября 1991 года, когда группы уже не существовало.

Особой популярностью на американском рынке альбом не пользовался...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходная демо-запись хранится в архиве Александра Ситковецкого и, по мнению автора этих строк, вполне заслуживает того, чтобы быть опубликованной.

Эта репетиционная живая запись (без наложений) не намного уступает студийной американской по звуку, а по отдаче - значительно сильнее… (А. Ситковецкий)